UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МЫ ВЕРНУЛИСЬ НА РОДИНУ»

Во время институтской практики по рисунку и живописи, проходившей в Крыму, руководитель нашей гру...

Автор: Олег Смаль

Во время институтской практики по рисунку и живописи, проходившей в Крыму, руководитель нашей группы, замечательный художник Юрий Химич, поглядывая на наши попытки изобразить архитектурные пейзажи Бахчисарая, вздохнул и горько сказал: «Вы многое потеряли — раньше эти домики были покрыты черепицей. Татар выселили, старые крыши посрывали, заменили серыми шиферными. Исчезла гармония с природой...»

На первой выставке современного крымскотатарского искусства, проходящей в помещении Национального союза мастеров народного искусства Украины, можно было услышать: «Хвала Всевышнему — мы вернулись на Родину».

Сегодня, когда вспоминают депортацию крымскотатарского народа, может возникнуть впечатление, что все беды этих людей начались зимой 1944 года. Но, думается, уместно вспомнить, что Советский Союз просто радикально завершил дело, начатое Российской империей.

С апреля по декабрь 1860-го происходило массовое выселение крымских татар в Турцию. О трагедии «Русский вестник» писал: «Переселение татар... одно из самых счастливых событий последнего времени». Правда, очень быстро тон газетных публикаций изменился. Уже в конце 1860 года «Московские ведомости» писали: «...все и вся занято одним опустением края и никто не придумал ничего к возможному облегчению будущего бедствия, угрожающего всем отраслям крымского хозяйства и промышленности»; «те, кто сначала так ретиво предсказывали благоденствие Крыма, если из него выселятся татары, очень скоро истощили заранее приготовленный запас утешений». Советская империя решила крымскотатарский вопрос радикально — ни «опустение края», ни «угроза крымскому хозяйству» уже никого не интересовали.

На открытии выставки немного обидно было слышать причитания о печальной судьбе самой несчастной украинской нации. Кто и как может измерять беду народа? Трагедия одного человека — это такое же разрушение мира, как и трагедия миллионов. Но подумайте — украинец все же имел псевдогосударство УССР, мог читать украинские книги, ему даже позволялось в пропагандистском кино закрыть своим телом комиссара от вражеской пули.

Крымский татарин потерял все — землю, литературу, науку, единственный разрешенный образ — это злобный кочевник, тянущий за косы славянскую красавицу в неволю. Даже имя народа было ликвидировано. Один из участников выставки рассказывал о своем товарище, который специально испортил свой паспорт, а в анкете на получение нового в графе «национальность» указал «крымский татарин». В новом документе было написано «татарин» — оскорбленному гражданину союза «народов-братьев» показали фолиант со списком национальностей СССР — крымских татар там не было.

Крымскотатарский народ сейчас вынужден из почти сплошных руин воссоздавать свою культуру, зернышко к зернышку складывая чудом сохраненные в изгнании национальные знания и традиции. Совершенно очевидно, что на мощную финансовую поддержку репатриантам рассчитывать не стоит. Надеяться можно только на свой ум, энергию, талант. Представляя участников выставки, ее идеолог и главный организатор художник Мамут Чурлу сказал: «Эти люди больны. Они заражены бациллой прекрасного». Действительно, многие работы на нынешней экспозиции являются счастливым открытием малознакомого пласта глубинной самобытной культуры. Да, большинство произведений — вещи очень утилитарные, это не музейное искусство, это то, что с удовольствием купит турист в Крыму. И не ошибется, поскольку заберет с собой частичку духа этой земли, вложенную в каждый предмет талантливыми мастерами.

Керамика, ткачество, уникальная двусторонняя вышивка, национальная одежда и обувь, посуда, ювелирные изделия молодых и опытных мастеров Мамута Чурлу, Лили Бакировой, Адюля Сейт-Атметова, Рустема Скибина, Айше Османовой, Руслана Малинкова, Асана Галимова, Энвера Аблаева, Мехти Исламова и др. вызывают и уважение, и восхищение. Хвала Всевышнему — крымские татары вернулись на Родину!