UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЫ НЕ ЛИШНИЕ НА ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ ЖИЗНИ

Это было нечто. Соединение элитарно-коммерческого с социальным, бразильского с советским. Такова отличительная черта одесской Юморины-99...

Автор: Нина Перстнёва

Это было нечто. Соединение элитарно-коммерческого с социальным, бразильского с советским. Такова отличительная черта одесской Юморины-99. Придумала не я. Так охарактеризовал День смеха один из горисполкомовских чиновников - устроителей праздника. Но сдается мне, попал он в точку.

В этом году Юморина в Одессе длилась аж целых четыре дня. Дабы придать этому массовому празднику еще более массовый характер (одного карнавала на Дерибасовской и шоу на стадионе теперь уже мало), решено было Дни смеха провести в каждом районе города: всевозможные шуточные конкурсы, соревнования, концерты, дискотеки... Благо 1 апреля по традиции был объявлен нерабочим днем, ну а дальше, если не считать пятницу, шли законные выходные. Мероприятий, по замыслу организаторов, должно было быть много и на любой вкус: для богатых, бедных, малообеспеченных... - всяких. Чтоб все слои населения были охвачены.

Хотя, конечно же, главное действо, которое было и остается, - это карнавальное шествие по Дерибасовской, которым Одесса по праву гордится, и традиционные Чисто одесские олимпийские игры на стадионе ЧМП. Ты, уважаемый читатель, наверное, видел, в телевизионных новостях 1 апреля, это незабываемое зрелище. До отказа запруженную людом главную одесскую улицу с разукрашенными лицами, яркими носами и торчащими ушами. А по центру ее - движущуюся колонну с медленно проплывающими огромными декорациями, с лозунгами, шутками, танцами, клоунадой, во главе которой шествовал длиннющий рыжий кот. Посему карнавал описывать не стану. Тем более, что он практически ничем не отличался от прошлогоднего. И даже были те же самые лозунги и шутки. Были, конечно, и новые декорации, представленные районами города и спонсорами. Последних в этом году заметно прибавилось. Однако остроумием их шуточные надписи не отличались. Но, как говорится, спасибо и на том, что предприятия и фирмы с пониманием отнеслись к придуманному и не возражали, как заметил один из организаторов.

А вот традиционные Чисто одесские олимпийские игры, одесситов огорчили. Несмотря на неважнецкую погоду, все смотровые трибуны стадиона ЧМП были заполнены до отказа. Зрители лицезрели завершение карнавального шествия и шуточные соревнования. Однако обещанного звездопада так и не случилось. Никто из приехавших московских сатириков не появился. Только Михаил Михайлович Жванецкий, президент Юморины, промчался по стадиону на «Антилопе-Гну», помахав публике ручкой. Приветствовали же зрителей одни лишь «Кролики». Впрочем, под конец предстали пред очи все московские звезды эстрады, но резиновые.

Настоящие же - А.Ширвиндт, М.Державин, С.Мишулин, С.Альтов, К.Новикова смешили публику, но вечером в Музкомедии и совсем другую - элитную, богатую. Журналистов туда не пустили. Фотографам, пытавшимся пройти, сказали так: номера у артистов новые, поэтому снимать нельзя. «Так я ж не с камерой»? - возражал коллега. - «Все равно не положено». А сам Жванецкий давал целый концерт в Одесском театре оперы и балета, благотворительный, вырученные средства от которого пойдут на реконструкцию театра.

Повезло лишь одесситам, оказавшимся в Горсаду на Дерибасовской 2 апреля в 12 часов дня. Здесь были все звезды. Здесь открывали уникальный памятник - «Двенадцатому стулу». Да, именно тому самому, из гарнитура мадам Петуховой. Речь держал городской голова Руслан Боделан, пошутивший насчет увеличения количества посадочных мест, и Михаил Жванецкий, отдавший дань Ильфу и Петрову за его бессмертное произведение, которое он назвал учебником юмора, хрестоматией для сатириков. Выступали и другие - Ширвиндт, Державин... Иосиф Кобзон даже спел песню об Одессе. Первой, кому посчастливилось посидеть на стульчике, стала дочь Ильи Ильфа Александра Фазильберг. Но а сам «золотой» стул в натуральную величину сообразил известный одесский скульптор Михаил Рева.

Днем раньше, 1 апреля, во дворике Литературного музея по традиции, существующей вот уже пять лет, открыли еще один редкий памятник - легендарному автомобилю «Антилопе-Гну» марки «Лорен-Дитрих» и его доблестному экипажу - командору Остапу Бендеру, водителю Адаму Козлевичу, бортмеханику Шуре Балаганову и Паниковскому с гусем. Но гостей города здесь не было. Это было в 10 часов утра, и накануне шел дождь. Не было и городского головы. В это время он сидел на встрече, которую проводил министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко с участковыми милиционерами. В День-то смеха. Кстати, министр опоздал на целый час, и журналисты по этому поводу иронизировали: не первоапрельская ли это шутка - приезд Кравченко. А потом поинтересовались у него, настоящие ли награды вручил он милиционерам? Как-никак, а все же 1 апреля.

К слову, Юморину в этом году обслуживали свыше 2 тысяч стражей порядка. И один из них появился и во дворике Литературного музея, где установлены первоапрельские скульптурки. Теперь у него здесь будет постоянное место прописки. Дело в том, что украли памятник «Рыбачке Соне». И до сих пор так и не нашли.

Но вернемся к празднествам. Самыми доступными гостями, как для журналистов, так и для одесской публики стали Олег Янковский и Марк Рудинштейн. На встрече у них даже спросили: «А почему на вас такие дешевые билеты»? Что любопытно, они приехали на Юморину не только с программой «Кинотавр улыбается», но и по делу, весьма интересному. И уехали не с пустыми руками, а увезли с собой добро на возрождение в Одессе «Золотого Дюка». «Это будет несколько новый фестиваль, - говорил Рудинштейн, - «Золотой Дюк. Фавориты экрана». Он видится организаторам как международный конкурс прокатных фильмов, собравших у себя на родине наибольшее количество зрителей. Презентация фестиваля должна состояться в этом году.

На встрече, которую проводили Янковский и Рудинштейн, был и Аркадий Инин со своими знаменитыми капустниками. Где-где, а в ДК политеха, где проходила встреча, публика насмеялась в волю. Ко всему прочему одесситы смогли увидеть привезенную ими новую комедию Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму».

Словом, эта встреча и все то, что было организовано управлением по делам молодежи, физической культуры и спорта горисполкома, возглавляемого Вадимом Меремсом, было рассчитано на широкую, массовую аудиторию. Были и концерты, специально организованные для детей из малообеспеченных семей, благотворительные сеансы в кинотеатрах для малоимущих. И, конечно, масса мероприятий для молодежи. Все они в основном проходили на Куликовом поле (на площади, под открытым небом). Фестиваль молодежи и студентов «С Пушкиным на короткой ноге» состоял из конкурсов молодых талантов. В его рамках даже прошло состязание семи финалисток фестиваля им. Утесова, состоявшегося в Одессе 21 марта. Победительницы, и это уже на полном серьезе, получили право участвовать в фестивале «Таврические игры». А победительница конкурса «Мисс Юморина-99», прошедшего здесь же на Куликовом поле 3 апреля, получила недельную путевку в Париж.

В рамках Юморины в городе была масса и других мероприятий. Прошел КВН-парад с участием команд Одессы, Донецка, Харькова, Днепропетровска. Концерт с участием гостя из Америки Тима Стронга, Игоря Бутмана из Санкт-Петербурга, группы «Москоу блюз-бенд» и виновника торжества Юрия Кузнецова. Он был организован «Клубом высокой музыки». Кстати, в отличие от других эти гости города появились перед публикой на стадионе 1 апреля. Но это, конечно, не все. В первый же день Юморины в историко-краеведческом музее открылась выставка старинных юмористических открыток начала века «Бабушки смеются», представленных коллекционерами Одессы.

Впрочем, всего не перечислишь. В этом году как такового единого оргкомитета Юморины не было. Тот, кто официально себя так именовал, все время твердил, что отвечает только за карнавал и шоу на стадионе. Поэтому разобраться, что, где и когда происходило, как это ни странно, оказалось делом не простым. Программа мероприятий, розданная журналистам вечером 31 марта на пресс-конференции, не отвечала действительности. Хотя организаторы праздника были весьма заинтересованы, чтобы о Юморине было написано и рассказано все, как о грандиозном массовом празднике смеха, о чем они твердили буквально на каждой пресс-конференции. Ибо Юморина, как не перестает повторять который уж год кряду ее продюсер Александр Павловский (уже, кстати, не единственный), - это удочка для города, с помощью которой можно зарабатывать деньги, поскольку шоу - прибыльное дело.

Но как бы ни был организован праздник, одесситы по традиции 1 апреля всегда будут веселиться. И на этот раз, в 26-й по счету, десятки, сотни тысяч людей вышли на Дерибасовскую поразвлекаться и поглазеть на карнавал. И погода оказалась не помехой. 1 апреля с утра в Одессе шел дождь и было холодно. Но горожане восприняли волю небесной канцелярии как шутку. И действительно, когда началась церемония открытия памятника «Антилопе-Гну», на голову больше ничего ни капало. А когда по главной улице зашагал карнавал, даже выглянуло солнышко. Правда, не надолго, но это уже не важно.