Чтобы понять, почему государство начало регулировать деятельность кабельных операторов, нужно вспомнить недавнее прошлое, когда срезались с крыш коллективные антенны, когда в кабельных сетях вместо украинских вещателей появлялись иностранные, когда руководство кабельных операторов, игнорируя мнение абонента, манипулировало либо программами, либо оплатой услуг…
Очевидно, что проанализировав последствия дерегуляции отрасли, предоставляющей услуги почти шести миллионам домохозяйств, государство вынуждено было отреагировать.
И оно отреагировало принятием закона, вступившего в действие 1 марта 2006 года.
Этим законом была изменена процедура легализации ретрансляции программ в кабельных сетях Украины. В частности, если раньше любой иностранный телеканал попадал в кабельные сети на основании соответствующего соглашения, то сейчас законодатель установил, что, кроме соглашения, должна быть проведена адаптация программы к украинскому законодательству, если эта программа транслируется из страны, не входящей в Европейский Союз, или страны, не ратифицировавшей Европейскую конвенцию о трансграничном телерадиовещании.
Хочу заметить, это не изобретение украинского парламента. К примеру, телеканалы США (желающие присутствовать в кабельных сетях Европы) создают европейскую версию своих каналов. Такие версии имеются почти у всех ведущих американских каналов. Российская Федерация также для Европы и США (даже для стран Балтии) создала международные версии отдельных каналов.
Выполняя норму пункта 2 статьи 42 Закона Украины «О телевидении и радиовещании», о котором шла речь выше, а также норму пункта 1 статьи 42 этого же закона, где речь идет о том, что ретрансляция телерадиопрограмм, содержание которых соответствует Европейской конвенции, не ограничивается, Национальный совет определил соответствующие программы и предложил провайдерам программной услуги ретранслировать программы, содержание которых соответствует Европейской конвенции.
Хочу подчеркнуть, что такие действия Национальный совет осуществил еще в 2006 году.
К сожалению, нас или не услышали провайдеры программной услуги, дистрибьюторы и правообладатели программ, или не хотели слышать. Несмотря на обращение к ним, а также в посольства отдельных стран, программы которых присутствуют в кабельных сетях Украины.
После анализа программного продукта и выполнения норм закона провайдерами программной услуги мы были вынуждены принять более жесткие меры, после чего нас услышали. В частности, и отдельные правообладатели программ.
Скажем, руководство ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть» и «Рен ТВ» поняли наши претензии. И, как мне кажется, пошли на конструктивную работу. Как следствие — группа каналов ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть» разрешена для временной ретрансляции. Что касается «Рен ТВ», то после изучения их технических возможностей предоставлять очищенный продукт для Украины, эта программа возвратится в кабельные сети. Кстати, это может произойти в ближайшие недели.
Хочу подчеркнуть, что Национальный совет, несмотря на заявления политиков, не преследует политических целей. Мы требуем понятных для специалистов действий. Это, в частности, трансляция программ и фильмов, приобретенных для территории Украины, трансляция рекламы, за которую уплатили в Украине, отсутствие сцен насилия, других сцен или информации, которая может причинить ущерб малолетним зрителям, распространение объективной информации и возможность опровержения информации, не соответствующей действительности. Вот и все. Это общемировая практика. Это те требования, которые были заявлены Национальным советом еще два с половиной года назад.
***
Если вспомнить о политике, то хочу сказать, что политика или отдельные политики своими действиями создали ситуацию, когда регуляторный орган, вместо планового введения в действие новых норм закона, вынужден был прибегать к действиям, которые нанесли ущерб гражданам. Меня весьма удивляет, как отдельные политики пытаются защищать интересы граждан. Два с половиной года не выполнялось законодательство Украины о телерадиовещании, теряли доходы украинские субъекты хозяйствования, которые, кстати, наполняют государственный бюджет и создают рабочие места, а народные депутаты молчали. Это в лучшем случае.
В худшем — призывали к невыполнению законодательства, вместо того чтобы внести изменения в, по их мнению, плохой Закон или принять меры, которые бы устранили социальное напряжение.
И вот теперь настал их час. Не читая самих решений, отдельные деятели развернули кампанию на всю страну. Хочу заметить, что уже даже граждане, которые обращаются в Национальный совет с жалобами на отключение, поняли, что речь идет не о русском языке или об исключительно российских телеканалах, ведь из 83 рекомендованных — 65 русскоязычные, а среди 55, нуждающихся в адаптации (прошу прощения, это слово не стоит вспоминать), приведении в соответствие к украинскому законодательству — 15 иностранные. А политики по-прежнему настаивают на том, что Национальный совет уничтожает русский язык и исключительно российские телеканалы.
И, наконец, меня поражает, как народные депутаты Украины защищают зарубежных вещателей. Если бы они приложили хоть чуточку усилий для защиты украинских телеканалов, то наши зрители уже давно бы забыли о зарубежных каналах — из какой бы страны они не транслировались.
В завершение хочу заметить: сегодня как никогда мы все должны помочь субъектам информационной деятельности легализироваться, то есть зарабатывать деньги законным путем. Ведь подогревание конфликта приведет только к его затягиванию, от чего проиграют все — и зрители и провайдеры.
Поэтому призываю всех, и прежде всего политиков, не политизировать действия Национального совета, не подталкивать провайдеров к невыполнению законодательства и не провоцировать нежелание зарубежных вещателей работать в Украине легально.
Потеряв два с половиной года, теперь мы должны вместе пройти путь адаптации иностранного телевизионного продукта за короткий срок.
Мне очень грустно, что мы этого не сделали вовремя. Но я очень рад, что в общем участники рынка понимают требования Национального совета и выполняют их. Это перспективный путь, все остальное — популизм.