UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕЗОН: «АКАДЕМКОНЦЕРТ» ИЛИ ПРАЗДНИК

Музыкальный сезон в Киеве начался необычайно бурно. Ушедшая неделя прозвучала двумя настоящими событиями - Декадой филармонического искусства и IX Международным музыкальным фестивалем «Киев Музик Фест 98»...

Автор: Екатерина Щеткина

Музыкальный сезон в Киеве начался необычайно бурно. Ушедшая неделя прозвучала двумя настоящими событиями - Декадой филармонического искусства и IX Международным музыкальным фестивалем «Киев Музик Фест 98». Такой всплеск музыкальной активности дает возможность взглянуть на начавшийся сезон как на некую панораму академической музыки в Украине.

Юбилейный сезон в Национальной филармонии открылся очень торжественно. Декада филармонического искусства представила филармонию во всех ее проявлениях - начиная художественным словом и заканчивая концертным исполнением оперы. Были представлены ведущие музыкальные коллективы и солисты столицы. И хочется еще раз отметить, что уровень филармонического оркестра постепенно повышается, но он еще явно недостаточный для столичной филармонии. Национальный академический симфонический оркестр, волею судеб и еще чьей-то лишенный своей «законной» прописки в филармонии и переживающий далеко не лучшие (едва ли не худшие) времена, тем не менее показывает, что может звучать достаточно неплохо в те редкие моменты, когда попадает на некогда родную сцену. Неизменно хорош камерный оркестр под руководством Романа Кофмана как в сугубо оркестровом произведении «Девушка и смерть» Шуберта-Малера, так и в качестве сопровождения в произведениях для голоса с оркестром

В.-А.Моцарта с Викторией Лукьянец. А симфонический оркестр Национального радио и телевидения продемонстрировал пусть не блестящее, но вполне добротное исполнение «Торжественной мессы» Л.Бетховена.

Список добротных выступлений можно было бы продолжить и вспомнить всех поименно. Но вряд ли имеет смысл это делать. После этого торжественного вступления в юбилейный сезон осталось ощущение довольно невеселое: открытие сезона не продемонстрировало фактически ничего действительно яркого и неординарного. Декада очень напоминала отчет о проделанной в предыдущих сезонах работе. Этакий академконцерт - смотр художественных коллективов. Да, постепенно растущих, вполне добротных, более-менее справляющихся с программой. Но, несмотря на заметные усилия так и остающиеся всего лишь «хорошистами». Все время чего-то не хватает.

Сказанное в полной мере относится и к тем концертам, которые должны были привлечь - и привлекали - особое внимание публики. Это такие «смысловые акценты» декады, как концерт Национального заслуженного хора им. Г.Веревки, концерт В. Лукьянец, «Торжественная месса» Л.Бетховена. Хор им. Г.Веревки прозвучал очень неплохо, продемонстрировав высокое и оригинальное исполнительское мастерство. Но зачем-то на юбилейный концерт, посвященный 55-летию хора, было вынесено безусловно интересное, яркое и сложное, но откровенно «сырое» произведение («Ярмарка» В.Зубицкого), «смазавшее» впечатление от концерта. Такое стремление вынести на публику оригинальное и трудное в исполнении произведение в недоработанном виде к сожалению является тенденцией для наших музыкальных коллективов. Трудно сказать, что именно тому причиной - некритическое отношение к себе или обыкновенная халатность, доходящая до неуважения к публике, для которой «и так сойдет».

Такое же ощущение недоработанности оставил так трепетно ожидаемый концерт солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. Казалось, что певица то ли простужена, то ли просто не в голосе - технически довольно четко исполненные произведения Моцарта оставили впечатление хорошей выучки и в то же время какой-то «искусственности» голоса, временами просто тусклого, лишенного столь характерного для сопрано и для произведений Моцарта блеска.

«Торжественная месса» Л.Бетховена представляется как бы кульминацией - одно из наиболее масштабных произведений программы, исполненное почти посредине декады. И возможно именно поэтому оно оставило едва ли не самое удручающее впечатление. В принципе один из лучших оркестров - Заслуженный симфонический оркестр Национального радио и телевидения Украины, - в принципе один из лучших хоровых коллективов - Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка» - и четверо солистов, несмотря на титанические усилия заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Сиренко, так и не нашли «общего языка». Даже солисты, к сожалению, не продемонстрировали «единого порыва». Собственно, солисты - это особый и совсем не празднично-юбилейный разговор хотя бы о культуре пения и необходимости ансамбля, о чем почему-то вокалисты, видимо, считая себя альфой и омегой произведения, так часто забывают. Правда, этим нашего закаленного слушателя не удивишь (удивляет, как правило, другое: почему мы говорим столь часто об одном из первых мест в мире, занимаемом украинской вокальной школой, при таком низком качестве вокала на сцене национальной филармонии). Больше удручила «Думка»: казалось, хор способен удержать приличный тембр и ансамбль только в средней динамике - и стоило ему запеть чуть тише или чуть громче, он рассыпался на отдельные партии при тембре, настойчиво напоминающем об истерике. Впрочем, эти моменты не казались чем-то фатально непреодолимым. Скорее, они оставляли ощущение «срыва», случайности, которая вполне могла и не случиться, но вот случилась. И снова мы вынуждены вернуться к тому, о чем говорили выше - небрежности, неподготовленности, за которую становится неловко в первую очередь зрителю, потому что всегда неловко, когда профессионалы демонстрируют, что «не выучили урока».

В заключение филармония показала оперу Дж.Верди «Травиата» в концертном исполнении. Постановка оказалась достаточно любопытной и органичной. Казалось, что эта опера создана именно для подобного исполнения. Не хватало разве что оркестра, но и сам фортепьянный аккомпанемент придавал действу особенное салонное и в то же время трогательно лирическое звучание.

Что касается репертуара декады - он тоже не блистал оригинальностью. Это западная классика, созданная не позже начала ХХ века, - наиболее «смелым» оказался Р.Кофман, исполнивший Г.Малера - и советская, и украинская музыка. Конечно, всегда приятно еще раз встретиться с Бетховеном, Верди, Моцартом, Чайковским, Лятошинским, Прокофьевым, Станковичем, Барвинским. Но как хочется хоть краем ушка уловить как выглядит мировая музыка после Малера! Увы, наши исполнители не балуют своего слушателя современной западной музыкой академического направления. Не стала исключением и Декада филармонического искусства. Можно предположить, что показать нечто новое и не было целью акции, может даже наоборот - хотели показать «классику» в полном понимании этого слова, поэтому и выбрали довольно популярные зачастую произведения - дабы привлечь как можно больше зрителей, в том числе «не подготовленных». Ведь очень часто можно услышать о том, что современная музыка настолько специфична, что «обычный слушатель» ее просто не воспримет, и это отпугнет его от посещения концертов в принципе. Можно возразить, что однообразие репертуара скорее отпугнет слушателя. И кроме того исполнение популярных произведений может оказаться палкой о двух концах - любая недоработка сразу слышна даже так называемому «неподготовленному слушателю». Хотя, «патриотизм» концертных залов тоже можно понять: во-первых не составляет проблемы найти партитуру произведения, во-вторых... Впрочем, это уже другой фрагмент нашей панорамы.

Вот такой: сегодня закрывается очередной «Киев Музик Фест».

Это событие занимает особое место в нашей панораме, поскольку Фест - самый представительный украинский музыкальный фестиваль, имя коим вообще-то легион. Концепция фестиваля прослеживается в его репертуарной направленности. Если, как было отмечено, в декаде трудно найти «импортного» композитора «моложе» Малера, то тут лишь изредка можно встретить кого-то «старше». Фестиваль представляет современную украинскую музыку в контексте мировом. Насколько это удалось Фесту-98 - еще предстоит проанализировать. Пока хочется отметить интересный репертуар, как правило, прекрасную исполнительскую работу- «выученность», в отличие от тенденций декады, - и как следствие - полные залы. Дирекции фестиваля удается посредством жесткого отбора и широких связей обеспечить высокий уровень фестиваля. И вряд ли стоит превращать этот фестиваль в подобие пленума Союза композиторов, как о том сейчас говорят. Я могу понять наших композиторов, лишенных возможности зачастую услышать произведение ими написанное и рассматривающих фестиваль как едва ли не единственную возможность послушать собственное творение. Направленность музыкантов на себя, собственные проблемы понятна - они оказались как бы на обочине и в забвении. Поэтому высказанная директором феста И.Карабицем идея об объединении композиторов и исполнителей с целью остановить эмиграцию музыкантов -настоящий «крик души». Тем более болезненный, что на момент пресс-конференции денег у фестиваля еще не было, а учитывая печальный опыт фестивалей академической музыки - могло и не быть вообще. «Премьеры сезона» оплачены лишь частично почти через полгода после проведения фестиваля, а на «Форум молодых», тоже состоявшийся весной, так до сих пор и не дали ни копейки. Остается удивляться стойкости музыкантов, которые соглашаются играть на фестивалях.

В связи со всем этим угроза постепенного превращения Феста в пленум Союза композиторов более чем реальна, и с точки зрения композиторов это выглядит вполне оправданно. По сути нужно для этого не так уж много - сместить акцент в концепции фестиваля «Украинская современная музыка в мировом контексте» с «мирового контекста» на «украинскую современную музыку». Композиторы, наверное, выиграют. Но вот слушатель проиграет. «Киев Музик Фест» едва ли не единственная в своем роде возможность для нашего слушателя познакомиться с этим самым «мировым контекстом», в который нам так хочется органично вписаться.

Таким образом ушедшая неделя продемонстрировала нам каким может и должна быть концертная панорама столичной жизни - разнообразная, оживленная. Жаль только, что фестивали, декады, недели и прочая и прочая идут часто почти одновременно и почти одновременно заканчиваются. Проходит эйфория открытий и презентаций, скудеет репертуар, пустеют залы... А может в этот раз получится иначе? Ведь не открытием единым красен сезон.