UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ

В Кировограде завершился VI фестиваль камерной и симфонической музыки «Травневі музичні зустрічі», организованный Министерством культуры и искусств Украины, областной госадминистрацией и филармонией...

Автор: Ирина Сикорская

В Кировограде завершился VI фестиваль камерной и симфонической музыки «Травневі музичні зустрічі», организованный Министерством культуры и искусств Украины, областной госадминистрацией и филармонией.

Чтобы осознать значение этого события для «столицы степного края», как любят именовать Кировоград официальные СМИ, достаточно просто оглядеться по сторонам. Притчей во языцех на всех, в том числе и парламентском, уровнях стало противостояние мэра и остальных членов горсовета. Как следствие — до сих пор не принят городской бюджет. Дороги и тротуары словно после бомбежки, беспросветная темень на улицах (экономия электроэнергии), зияющие пустотами канализационные колодцы (крышки давно сдали на металлолом). Периодически отключаемая вода (за долги), «лежащие» в не таком уже далеком прошлом уникальные промышленные гиганты. Интеллигенция, перманентно переместившаяся из бюджетно-сокращаемых или постоянно неоплачиваемых рабочих мест на многочисленные рынки. А та, которая еще героически держится «на посту», еле дышит от хронического безденежья. И на этом безрадостном фоне — ощущение совершенного благоденствия на двух центральных улицах: переливающаяся неоном навязчивая реклама огромного количества банков, ресторанов, кафе и аптек. Когда-то в дореволюционном Елисаветграде эти улицы назывались Дворцовая и Большая Перспективная, сегодня же они все еще носят имена Ленина и Карла Маркса как живая иллюстрация абсурдности и «бесперспективности» происходящего. Впрочем, как и сам Кировоград, названный когда-то в честь одиозного, никогда не бывшего здесь коммунистического лидера, бронзовый памятник которому и поныне высится на центральной площади. Он грозно указывает перстом на землю: мол, рано или поздно все там будем. За эту невеселую шутку, оброненную на открытии монумента в страшном 1937-м, мой дальний родственник поплатился жизнью, оставив сиротами пятерых детей. Уж и следа от него не осталось, а шутка еще жива и очень даже актуальна, ибо, чтобы выжить, «простой человек» который уже год «возделывает» городские окрестности, горбатясь на т.н. дачах и почем зря ругая и левых, и правых, добросовестно ковыряет эту самую землю, добывая хлеб насущный.

И вот фестиваль академической музыки, проводимый уже в шестой раз, в аккурат, когда подошло время окучивать поднявшийся картофель! Причем каждый концерт — аншлаговый! Очевидно, «культурный голод» в городе также достиг крайней точки. Излишне напоминать, что с развалом Укрконцерта прекратилась всякая гастрольная деятельность серьезных музыкантов. Приезжают лишь «попсовики», да и то в основном российские, с «кусачими» ценами на билеты. Так что фестиваль — единственная возможность встречи с Музыкой. На нынешних «Травневих зустрічах» цены, как и в прошлые годы, были чисто символическими — 2 грн., что обеспечило самую демократическую публику. Благодаря же «детской филармонии», вот уже 12 лет действующей наряду со «взрослой», в зале было очень много молодежи. Ее энтузиазм, горящие глаза и доброжелательность способствовали высочайшему подъему, с которым играли все гости. Этот удивительный настрой, абсолютный контакт с залом уже с первых аккордов отметили и высоко оценили все без исключения музыканты.

Традиционно на открытии фестиваля выступила любимица кировоградцев — землячка, народная артистка Украины Лидия Забилястая. В этом году ей аккомпанировал Национальный оркестр народных инструментов (худ. рук. Виктор Гуцал). Яркие оркестровые миниатюры украинских композиторов чередовались с романсами и ариями из опер в блестящем исполнении нашей прославленной певицы, каждое появление которой публика встречала настоящими овациями, а в конце долго не хотела ее отпускать.

Благодаря поддержке Министерства культуры (оказанной впервые), в нынешнем году фестиваль как бы обрел второе дыхание и вышел на новую орбиту. Появилась возможность пригласить несколько новых коллективов. Настоящим открытием для кировоградцев стал Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» (худ. рук. Валерий Матюхин). Впервые посетили Кировоград симфонический оркестр «Ренессанс» (худ. рук. Иосиф Франц), Международный новый симфонический оркестр Львова (худ. рук. Гунгард Маттес). Национальный Одесский симфонический оркестр (худ. рук. Хобарт Эрл) уже не раз бывал в Кировограде и завоевал симпатии многих меломанов, поэтому его также встретили очень тепло.

Концепция нынешнего фестиваля предлагала исполнителям и слушателям «повернуться лицом к классике»: в программе каждого оркестра были произведения А.Вивальди, И.С.Баха, Й.Гайдна, В.Моцарта, Ф.Мендельсона, И.Штрауса. Очевидно, сказалась тоска по гармоничному, лучезарному мировосприятию, отсутствующему в нашей суетной жизни. Однако не забыли и про отечественную музыку: наряду с гениями прошлого звучали Лысенко, Скорик, Станкович, Сильвестров. Расчет организаторов оказался верным: именно на «классиков» народ «валил валом».

К чести музыкантов, каждый коллектив демонстрировал собственную манеру игры, особенности трактовки. Так, «Киевская камерата» покорила зал великолепными солистами: Богдан Галасюк (гобой), Богдана Стельмашенко (флейта), Олег Любченко (скрипка), Дмитрий Таванец (фортепиано), Виталий Альфавитский (кларнет), и, конечно, королева вокала Людмила Войнаровская действительно продемонстрировали высокий класс исполнения. Новый Львовский симфонический оркестр поразил особенным, «западным» звуком, удивительным ансамблем оркестровых групп, их сбалансированным звучанием. Вторая симфония Чайковского в их исполнении воспринималась как хрестоматия оркестровых тембров. Одесский симфонический оседлал своего любимого конька — классические шлягеры, которые всегда воспринимаются на «ура», — популярные вальсы Штрауса, Чайковского, Свиридова. На общем фоне несколько бледнее выглядел оркестр «Ренессанс», однако молодежь, которая составляет его основу, также очень старалась. Особенно удался им концерт А.Вивальди для гобоя (солист Николай Кононов), струнного оркестра и чембало (соло Наталья Фоменко).

Приятно, что на общем высоком уровне очень пристойно выглядели местные кировоградские коллективы — камерный оркестр «Елисавет» (худ. рук. Виталий Негребецкий) и муниципальный камерный хор (худ. рук. Юрий Любович). Последний «обкатал» программу, которую в июне представит в Киеве на хоровом фестивале «Золотоверхий Київ» — неизвестные широкой публике фрагменты Литургии Н.Дилецкого, духовные произведения Чеснокова, Шведова. Была и премьера — молитва «Царю небесний» на канонические тексты В.Зубицкого, подаренная композитором кировоградскому хору. В ней автор предстает в совершенно ином для себя обличьи — углубленном, философско-сосредоточенном. Уверена, что искушенной киевской публике понравится своеобразный тембр хора, его богатая звуковая палитра.

А камерный оркестр, переживший нелегкие времена в связи со сменой руководителя, пошел по иному (и весьма рискованному) пути. Специально для фестиваля был подготовлен цикл «Времена года» А.Вивальди. Причем исполнение всех четырех концертов (солистка Наталья Карабан) сопровождалось видеорядом (картины эпохи Возрождения и пейзажи), стихотворными строками украинских поэтов (ведущая Наталья Бондаренко), отображающими философский подтекст цикла (когда смена времен года ассоциируется с изменениями этапов человеческой жизни) и световыми эффектами. Все дополнительные компоненты были подобраны с большим вкусом, вплетены в композицию довольно деликатно.

Встреча с родным городом всегда волнует. А особенно, когда она усилена музыкальными впечатлениями. Так что нынешние «Травневі музичні зустрічі», уверена, останутся надолго не только в моей памяти, но и в сердцах многих моих земляков, о чем свидетельствуют многочисленные восторженные записи в недавно заведенной в филармонии памятной «фестивальной книге отзывов».