UA / RU
Поддержать ZN.ua

Музыкальные витражи композитора Ляшенко

Один из ярчайших отечественных композиторов, народный артист Украины Геннадий Ляшенко выдвинут на получение Национальной премии Украины имениТараса Шевченко 2007года...

Автор: Майя Ржевская

Один из ярчайших отечественных композиторов, народный артист Украины Геннадий Ляшенко выдвинут на получение Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко 2007 года. (Концерт №2 для виолончели и симфонического оркестра; «Мистерия тишины» для хора a cappella на стихи Т.Шевченко; кантата «Витражи и пейзажи» для хора a cappella на стихи Б.Антонича.)

Определение «профессиональный композитор» в нынешних наших условиях справедливо только наполовину — в том, что касается уровня подготовки. В другом значении это словосочетание может восприниматься как чистой воды оксюморон, эдакий «горячий снег»: ведь профессия — то, с помощью чего люди зарабатывают себе на жизнь. А современная композиция — все что угодно, только не способ «зарабатывания денег». И по отношению к людям, посвятившим себя ей, уместны все высокопарные слова, как бы скептически ни относился к этому обыватель: творчество, энтузиазм, даже подвижничество.

Иначе как подвижничеством не назовешь, на мой взгляд, и образ жизни Геннадия Ивановича Ляшенко (хотя, вероятнее всего, сам композитор так не считает). Ежедневный композиторский труд имеет, конечно, сугубо количественное выражение: опусы можно сосчитать, можно, уважительно покачивая головой, оценить кипы написанных рукой творца клавиров и партитур. Но главным при этом все равно остается рождение новых смыслов, размещенных во вновь создаваемой музыкальной ткани.

Полем реализации таких смыслов становится богатая и разнообразная жанровая система современной музыки, которая предоставляет художнику широчайшие возможности для творческого самовыражения.

Достижения Геннадия Ивановича в сфере симфонической музыки, которая на протяжении последних двух с половиной веков справедливо воспринимается как самый адекватный способ выражения в звуках глубокого философского смысла, весьма весомы. Написанные им пять симфоний, две симфониетты, «Симфония-реквием» на стихи Роберта Рождественского, симфоническая сюита «Карпатские новеллы» по мотивам произведений Васыля Стефаныка, Драматическая поэма и Приветственная увертюра создали ему репутацию одного из ведущих украинских симфонистов, достойного продолжателя традиций Бориса Лятошинского. Геннадий Ляшенко достаточно свободно трактует сам жанр симфонии, и в результате рождаются актуальные драматургические решения.

Не менее успешен композитор и в том, что касается музыки камерно-инструментальной. Даже простой перечень произведений (а это Струнный квартет, Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, «Украинский триптих» для камерного оркестра, Соната для виолончели и фортепиано, Концерт для арфы и камерного оркестра, Соната для скрипки и фортепиано, Соната для саксофона и фортепиано, фортепьянные дуэты, «Отзвуки» для фортепиано, Соната для баяна) дает основания судить о том, насколько органична для композитора эта сфера, насколько активны его поиски новых, разнообразных путей воплощения собственных идей.

Если прибавить к этому перечню балет «Лорка», музыку к кинофильму «Тайны святого Юра», вокальные циклы и хоровые кантаты, станет понятно, что жанровый спектр всего созданного Геннадием Ляшенко весьма широк.

Другая сторона творчества — язык, на котором обращается к миру художник, комплекс выразительных средств и приемов, составляющих основу его стиля. В контексте современной музыки это прямо связано с проблемой композиторской индивидуальности. Арсенал современной композиции столь разнообразен, что предоставленные художнику возможности становятся в самом деле безграничными. И здесь перед ним неминуемо возникает необходимость выбора.

В 60-е, когда новая музыкальная информация, прорвавшаяся сквозь брешь в железном занавесе, буквально ошеломила молодых художников, Геннадий Иванович сумел преодолеть авангардные искушения. Ценностная система авангарда противоречила собственным мировоззренческим ориентирам композитора: ощущениям гармонии мира, его космической ясности и извечной упорядоченности. Впрочем, позднее, «наращивая мышцы», осмысливая и переосмысливая выразительные возможности тех или других приемов, композитор все активнее использовал не только традиционные средства, но и элементы алеаторики, сонористики, полигармонии и политональности, ладогармоничной модальности, на их основе создавая свой, абсолютно оригинальный музыкальный язык.

Еще один вопрос, неизменно вызывающий споры в околомузыкальной среде, — о национальной определенности современной музыки. Насколько он актуален в эпоху глобализации? Наверное, столь же, как и противостояние индивидуального — унифицированному. Со времен романтического национализма ХІХ века, когда национальная культура становилась одним из решающих факторов в создании новых государств, со времен начала века ХХ, когда национальное осмыслили как проявление индивидуального в системе общечеловеческого, эта характеристика является одной из важнейших в подходах к творчеству любого художника. Другое дело, что сами проявления национального — надлежащие и реальные — тоже вызывают дискуссии, и, конечно, приобретают разные формы, имеют разный «удельный вес» в музыке каждого в отдельности взятого творца.

Любовь к родной земле, как бы патетично это ни звучало, на самом деле одухотворяет произведения Геннадия Ляшенко, проявляясь прямо или опосредствованно. И земля Запорожья, где он родился, и Львов, где учился, и Киев, с которым связана большая часть жизни, одинаково дороги композитору. Потому и обращение к теме Украины — а оно уже в названиях его опусов («Карпатские новеллы», Украинский триптих, «Днепровские радуги» и т.д.), — и внимание к текстам отечественных поэтов и писателей (Тараса Шевченко, Васыля Стефаныка, Богдана Игоря Антонича, Павла Тычины) является неслучайным. Художник чувствует боль своего народа (его Четвертая симфония посвящена памяти жертв Голодомора). Национальное имеет свое выражение и на уровне музыкального языка, конкретных композиционно-драматургических приемов: например, одна из частей сложной для исполнения и восприятия, насыщенной сонористическими эффектами хоровой кантаты на стихи Б.Антонича «Витражи и пейзажи» вызывает прямые ассоциации и с народной песней, и с традицией ее обработки в украинской профессиональной музыке.

Забота о непрерывности национальной традиции, «вписанность» современного искусства в контекст национальной культуры — очень важная и по сути своей высокая задача, которую своей вполне будничной работой призваны решать современные композиторы. Для Геннадия Ивановича Ляшенко, профессора Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского, одним из способов самореализации в этом ключе стала более чем сорокалетняя педагогическая деятельность. Творческая щедрость и искренность в отношениях с учениками, многие из которых стали известными композиторами, явились основой ее успешности. Очевидно, именно это определяет и отношение к Геннадию Ивановичу юных воспитанников Киевской детской академии искусств, постигающих под его руководством азы мастерства.

Интерес молодых к личности Г.Ляшенко не исчерпывается только общением в формате «ученик — педагог» в классе композиции. Это общение реализуется еще сугубо музыкальными способами: молодые люди с интересом слушают музыку композитора, начинающие исполнители с удовольствием обращаются к его произведениям.

В этом можно было в который раз убедиться 30 января во время авторского концерта Геннадия Ляшенко, состоявшегося в Большом зале НМАУ. Молодые музыканты — блестящие солисты (виолончелист, заслуженный артист Украины Иван Кучер и пианист, лауреат международных конкурсов Олег Безбородько), артисты двух хоров (муниципального хора «Крещатик» под управлением Ларисы Бухонской, камерного хора «Кредо» под управлением Богдана Плиша) и Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра Украины (дирижер — народный артист Украины Аллин Власенко) продемонстрировали не только высокий профессионализм, но и способность творчески интерпретировать довольно сложную в исполнении музыку. Несмотря на то что в музыкальной академии сейчас каникулы, среди слушателей было довольно много молодежи. А это не только оценка творчества композитора. Это еще и то, что позволяет смотреть в будущее с определенным оптимизмом.