UA / RU
Поддержать ZN.ua

Музыкальные Мухаммеды

Вновь начались «Киевские летние музыкальные вечера» — международный фестиваль под открытым небом на летней эстраде Центрального парка культуры и отдыха...

Автор: Роман Юсипей

Вновь начались «Киевские летние музыкальные вечера» — международный фестиваль под открытым небом на летней эстраде Центрального парка культуры и отдыха. Традиция, казалось бы, введенная совсем еще недавно, но имеющая глубокие вековые корни. Ореол летней музыкальной жизни, уже восьмой по счету год собирающий невиданные аншлаги. Уикэнды, наполненные радостью общения с высоким искусством. Что там говорить: киевской публике двадцать первого века светские ритуалы «тех еще времен» пришлись явно по душе, и она спешит перенять их у меломанов двадцатого столетия. Впрочем, как и те, в свою очередь, заимствовали их у завсегдатаев века девятнадцатого...

Согласно газетным объявлениям 1888 года, в летние месяцы в киевских парках играли целых три концертных оркестра. Все эти коллективы собирались из местных любителей, музыкантов оперы (летом спектакли не давались) и учеников музыкального училища. В саду искусственных Минеральных вод (на территории нынешнего двора филармонии) выступал «Оркестр концертной музыки из 47 человек под управлением М.Черняховского. В саду «Шато-де-Флер» (территория нынешнего стадиона «Динамо») — «Оркестр под управлением известного композитора и капельмейстера Рихарда Эйленберга». И даже на Трухановом острове в парке «Эрмитаж» подвизался «Концертный оркестр под управлением А.Гене», по воспоминаниям ехидных старожилов, «состоявший из бандуры, гармошки и скрипки».

В 1890-х годах по инициативе Русского музыкального общества были открыты симфонические сезоны посерьезней — в саду Купеческого собрания (находился на месте сегодняшней арки и монумента в честь Переяславской рады). На первых порах приглашались оркестры «извне», вместе с дирижерами. Приглашенные «звезды», несмотря на громкие титулы, особых восторгов у киевлян в ту пору не вызвали, и в последующие годы оркестр опять начали собирать из местных сил, а дирижеров приглашать посезонно. Дела пошли куда лучше, и, начиная с 1900-х годов, «Большой симфонический оркестр Сада Купеческого собрания», по мнению умиротворенных киевских критиков, стал «превосходен». И так до самого 1918-го, года лихого и сурового.

Сложно сказать, любили музыку или нет менявшие друг друга с калейдоскопической пестротой правительства Центральной Рады, немцев, Скоропадского, Петлюры, красных, Деникина, и уже навсегда красных, но с началом 20-х, наряду с преодолением разрухи, упразднением военного коммунизма и введением нэпа, вопрос о регулярных симфонических концертах стал одним из самых наболевших в киевской жизни. Меломаны все так же хотели попасть на летние концерты в Пролетарском (бывшем Царском) саду, где вновь, даруя надежды на продолжительный гражданский мир и душевное успокоение, начали собираться в подобие симфонических коллективов музыканты, уцелевшие в военной мясорубке. Выступали там с концертами совсем еще молодые Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц и Натан Мильштейн. Однако в 1928 году летний павильон Пролетарского сада, где хранилась большая симфоническая библиотека, сгорел, и все запасы новой литературы, подобранной с таким трудом, погибли. Последствия пожара усугублялись еще тем, что, кроме нот, сгорело свыше 30 инструментов, замена которых новыми (неизбежно худшего качества) не могла не отразиться на звучании оркестра. Дела пошли на лад лишь с 1930 года, когда на летней музыкальной сцене столицы появился молодой, но потенциально сильный оркестр радиокомитета, созданный Михаилом Канерштейном. Этот же коллектив, в 1937 году переименованный в Государственный симфонический оркестр Украины и возглавляемый выдающимся дирижером Натаном Рахлиным, положил начало беспрецедентному по размаху и продолжительности (около пятидесяти лет) концертному циклу «Киевские симфонические вечера».

1990-е годы особо вспоминать не хочется. Скажем только, что жители столицы за этот период основательно успели привыкнуть к тишине на знаменитом крутояре. Обстановка кардинально изменилась только в 1998-м, когда, заручившись поддержкой городских властей, создатели Конкурса Горовица — Иван Карабиц и Юрий Зильберман основали, а точнее, возродили фестиваль «Киевские летние музыкальные вечера» в Центральном парке. Изначально прагматичная идея предоставить лауреатам конкурса новую концертную площадку и расширить поле для культурного обмена с заграницей оказалась на редкость счастливой. За восемь лет проведения фестиваля состоялось 152 концерта, в которых приняли участие 396 солистов и 126 коллективов из Украины, России, Казахстана, Великобритании, Новой Зеландии, Польши, США, Японии, Франции (список можно продолжать еще очень долго). Фестивальные программы учитывают весь диапазон слушательских вкусовых приоритетов (от балалаечных переборов до эстетского пианизма Владимира Крайнева) и часто выходят даже за музыкальные рамки — чего только стоит прошлогодний творческий вечер известного московского актера Вениамина Смехова.

Пожалуй, самый дорогой подарок для киевской публики в этом году — семь концертов Национального симфонического оркестра Украины. Главный дирижер этого, безусловно, лучшего коллектива страны, Владимир Сиренко, похоже, всерьез взялся за продолжение эстафеты своих великих предшественников (в первую очередь — Натана Рахлина, столетнему юбилею которого посвящен нынешний фестиваль). В его сопровождении выступили лауреат IV Конкурса Горовица Александр Пироженко и один из победителей последнего форума, россиянин Владимир Гурьянов. В пятницу, субботу, воскресенье (1,2,3 июля) в целой серии благотворительных проектов с этим коллективом выступят лучшие украинские музыканты: Людмила Войнаровская (сопрано), Анна Середенко и Евгений Дашак (фортепиано), замечательная скрипачка Анна Савицкая и лауреаты III Международного конкурса Карла Нильсена в Норвегии. На уикенде 9, 10 июля теплому звучанию Национального симфонического оркестра придадут освежающую северную прохладцу эстонская пианистка Аге Юрикас и норвежская виолончелистка с многообещающе длинным именем Фрида Фредрикке Валер Вайряген.

Без работы не останется и Государственный эстрадно-симфонический оркестр Виктора Здоренко. Он помог осуществить концерт солистов Ереванского оперного театра, 16—17 июля блеснет своей программой, а на протяжении шести заключительных «Вечеров…» (22, 23, 24, 29, 30, 31 июля) будет сопровождать концерты юных пианистов со всего мира, воспитанников «Летней музыкальной академии» — неизменный участник фестиваля. И, конечно же, «Киевские летние музыкальные вечера» не обойдутся без джазового марафона памяти Владимира Симоненко — человека, которому без преувеличения наш джаз обязан своим существованием. Вечером 25 и 26 июня искатели драйва насытятся импровизациями австрийского «Карлхайнц Миклин трио» и ведущих солистов из Украины и России.

Организаторы Конкурса Горовица, «Киевских летних музыкальных вечеров» и «Летней музыкальной академии» уже давно объявили о своих серьезных намерениях сделать из украинской столицы музыкальную Мекку. Думается, это вполне посильная для них задача. Тем более что на роль Мухаммедов от искусства они вполне годятся.