У большинства из нас лето ассоциируется с отпуском, каникулами, морем, горами — в общем, с отдыхом. Но для молодых людей, о которых пойдет речь ниже, две недели — с 14 по 30 июля — проходили отнюдь не на теплом песочке, а в напряженной работе под знаком Музыки. Однако этот насыщенный, интересный кусочек жизни стал мощным зарядом для молодых музыкантов, инъекцией творческой силы, которую не заменят ни Карпаты, ни Кипр. Тесное общение в профессиональной среде, постоянный обмен информацией исполнителей из разных стран — представителей разных школ, занятия с выдающимися педагогами, совершенствование исполнительского мастерства, участие в 11 концертах в рамках V фестиваля «Киевские летние музыкальные вечера» — все это ожидало слушателей «Летней музыкальной академии», работающей на базе Киевского государственного высшего музыкального училища им. Глиэра с июля 2000 г.
В этом году мастер-классы академии проходили по специальностям: фортепиано, скрипка (альт), виолончель. В программе курсов были предусмотрены предметы, являющиеся основой практической деятельности исполнителя. Желающие могли выбрать полный курс обучения или отдельные предметы, в соответствии со своими потребностями и финансовыми возможностями.
Согласно условиям обучения, в академии могут заниматься все желающие независимо от возраста, места проживания и профессионального уровня. Вот почему такими разными оказались 72 слушателя этого года. Но все барьеры — возрастной (от 10 до 27 лет), языковой (кроме украинских музыкантов, обучение здесь проходили слушатели из Великобритании, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, России, США, Турции, Франции, Югославии), профессиональный (от учеников музыкальных школ до выпускников консерваторий и музыкальных академий) — легко преодолел универсальный язык — Музыка. «Большую часть времени мы заняты музыкой: думаем о ней, слушаем музыку, обсуждаем ее, занимаемся», — говорит Кристиан Кувенховен из Нидерландов, ученик профессора Михаила Маркова, который приехал в академию уже третий раз. Ее Величеству Музыке посвящено и подчинено здесь все, в том числе и распорядок дня. С утра — интенсивные уроки по 45 минут. Ученики не только занимаются со своим педагогом, но и имеют возможность слушать коллег, свободно посещая их уроки и сравнивая методы преподавания разных профессоров. После обеда — самостоятельные занятия, репетиции, подготовка к концерту. Вечером — непосредственно концерт.
Выступления слушателей академии проходили на летней эстраде столичного Центрального парка культуры и отдыха и в Доме учителя. Игравшие с оркестром получили в подарок CD с записью выступления, чтобы иметь возможность затем оценить свою игру. Интерес киевской публики был велик — зрительские места практически не пустовали. Участие в концертах вырабатывает уверенность в себе, умение держаться на сцене. Многие участники, особенно те, кто взял полный курс обучения, появлялись на сцене не единожды, как, например, юная Елена Гавюк из Львова — в качестве солиста, концертмейстера, выступая с симфоническим оркестром. Такие ученики, как правило, были наиболее загружены.
В полный курс входят такие дисциплины, как сольное исполнительство, класс камерного ансамбля, для специальности «фортепиано» — класс фортепианного ансамбля и концертмейстерский класс, игра с оркестром, лекции о проблемах исполнительского мастерства, курс сольфеджио и гармонии.
Однако это не значит, что слушатели академии совсем не отдыхали. «Мы очень сдружились, в общежитии мы все время вместе, ведем долгие беседы по ночам. Иногда после концертов гуляем. Так что мы, конечно, отдыхаем, хотя и работать приходится много», — рассказывал Кристиан Кувенховен. Кроме того, для тех, кто оплатил полный курс, проводились экскурсии по Киеву.
Так прошли 14 дней комплексного обучения в академии, на протяжении которых молодые музыканты осваивали лучшие традиции европейской профессиональной культуры исполнительства, знакомились с традициями и новыми направлениями разных национальных школ. В этом им немало помогли такие известные музыканты и преподаватели, как Норма Фишер (Великобритания), Бернд Гецке (Германия), Михаил Марков (Нидерланды), Вадим Руденко, Виктор Абрамян (Россия), Марк Лакирович, Владимир Пантелеев (США), Игорь Рябов, Валерий Козлов (Украина), Тереза Дюссо (Франция).
Каковы же перспективы у наших молодых исполнителей — выпускников Летней музыкальной академии? Академия дает толчок, создает определенные ориентиры, открывает новые возможности. «Теперь я могу выбрать, куда ехать учиться, могу выбрать преподавателя. Это трудный выбор, и очень важно сделать его правильно. Ведь бывали случаи, когда очень способные люди попадали не к тому педагогу, и талант пропадал», — говорит Антон Гришанин, один из слушателей. В то же время сертификат о прохождении курса не является гарантией немедленного взлета к вершинам. Академия — это лестница, которая сама по себе не уносит в заоблачные выси, а дает возможность увидеть, что там, наверху. Это не средство, а инструмент, с помощью которого при наличии таланта, трудолюбия и везения можно добраться до звезд. Но это уже в большей степени зависит от самих участников.
Строгий отбор слушателей пока не проводится. В академию принимают всех желающих, конечно, если они талантливы и могут оплатить обучение. И количество этих желающих явно возрастает (41 слушатель в 2001 г., 72 — в 2002-м). Расширились география участников (пять стран в 2001 г., девять в 2002-м), и представительство учебных заведений. «Возможность сыграть с оркестром привлекает иностранцев, потому что это выгодно: оркестр, аренда помещения стоят здесь значительно дешевле, чем за границей. К тому же, для многих это шанс позаниматься с хорошими педагогами за достаточно умеренную плату», — считает Антон Гришанин. Выпускник училища им. Глиэра, он проходил курс в академии впервые, но поскольку занятия открыты для публики, имел возможность присутствовать на них ранее.
Количество открытых концертных выступлений возросло с 6 до 11, исполненных концертов для фортепиано, скрипки, виолончели — с 23 до 32. Многие участники отметили высокий уровень организации проекта. За всем этим — кропотливая работа дирекции Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в сотрудничестве с переводчиками, концертмейстерами, обслуживающим персоналом.
И профессора, и слушатели академии довольны качеством проекта. Иностранцы охотно рекламируют его у себя на родине, распространяя таким образом позитивную информацию о нашей стране, что немаловажно. Среди моих собеседников были те, кто хотел бы обязательно продолжить обучение здесь в следующем году. Таким образом, академия приобретает все большую известность и популярность, однако для организаторов увеличение потока участников создаст определенные трудности. Сумма, выделяемая спонсорами на финансирование проекта, не увеличивается. Здание училища не слишком велико, поэтому не хватает классов, инструментов для занятий. Студентам училища приходится заниматься дома, чтобы освободить помещения для иностранных и иногородних гостей. Предмет «игра с оркестром» пользуется такой популярностью, что необходимо приглашать больше оркестров, которые бы играли в две смены. Поэтому в дальнейшем, очевидно, придется строго ограничить количество участников и ввести конкурсный отбор. К сожалению, случаи, когда реализация перспективных проектов упирается в ограниченность финансирования, нередки.
Несмотря на некоторые трудности, в одном вопросе все проявили поразительное единодушие: Летняя музыкальная академия нужна и интересна нашей творческой молодежи, а то, что европейская традиция создания мастер-классов «докатилась» и до нас, очень обнадеживающий симптом. И глядя в горящие вдохновением глаза юных исполнителей, слушая виртуозную игру, этому веришь.