UA / RU
Поддержать ZN.ua

Музыка в зоне бедствия

Возможно, кто-то убежден, что классическая музыка осталась в далеком прошлом — где-то во временах Чайковского или Лысенко...

Автор: Александр Щетинский

Возможно, кто-то убежден, что классическая музыка осталась в далеком прошлом — где-то во временах Чайковского или Лысенко. В действительности же она развивается и сегодня, имеет весомые творческие достижения и страдает от тех же трудностей, которые возникли перед современной украинской культурой в целом. Это и посягательство на помещения музыкальных заведений, и коррупция при распределении материальных ресурсов, и бескультурье, невежество и хамство чиновников. Но существуют и другие — менее известные, хотя и не менее важные для этой отрасли — проблемы. Попытаемся разобраться в некоторых из них.

Ключевой вопрос: почему украинская классическая музыка так медленно интегрируется в европейскую культурную жизнь? Ведь творческий уровень лучших украинских музыкантов полностью соответствует самым высоким мировым критериям. Наша музыкальная интеграция в Европу происходит пока что на индивидуальном уровне — благодаря победам украинских мастеров искусств на авторитетных международных конкурсах, во время зарубежных гастролей наших коллективов или через творческие контакты наших композиторов с ведущими европейскими исполнителями и фестивалями. Государство, как правило, не имеет к этому никакого отношения, более того — даже проявляет полное равнодушие к нашим достижениям. Придется напомнить очевидный факт: имидж страны — это не только спорт или водка. Это и симфонические оркестры и оперные театры, это и выдающиеся музыканты, известные и уважаемые в мире. Масштабный и престижный фестиваль классической музыки с выступлениями звезд, на который бы съезжались почитатели искусства из разных стран, способен утвердить имидж страны не хуже, чем спортивный чемпионат. Именно так случилось в Польше с ее фестивалем «Варшавская осень», который еще в 60—70-е годы продемонстрировал, как государство должно заботиться о современном музыкальном творчестве. Не хуже состояние дел в Австрии с ее фестивалем Моцарта в Зальцбурге или в Германии с ее Вагнеровским фестивалем в Байройте: оба являются образцами пиетета к национальному классическому наследию.

***

У нас, к сожалению, ничего подобного никогда не было. А если бы и захотели сделать такой фестиваль, просто не знали бы, где его проводить. Поскольку даже в Киеве нет ни одного большого концертного зала, который соответствовал бы современным критериям. Национальный симфонический оркестр Украины — коллектив, которым могло бы гордиться любое развитое государство, — не имеет собственного помещения и вынужден ютиться в Национальной филармонии, рядом с несколькими другими оркестрами. Для классических концертов в столице приспособлены только два-три зала, у каждого из которых есть существенные недостатки. В областных центрах ситуация еще хуже, там иногда вообще негде играть классическую музыку. Между тем в любом крупном европейском городе десятки больших и малых залов — отремонтированных и надлежащим образом оборудованных. Даже по количеству оркестров мы находимся на последних местах в мире. В Америке насчитывается по крайней мере тысяча симфонических оркестров, у нас же — едва ли несколько десятков, включая студенческие и театральные. Не лучше ситуация с музыкальными театрами. Например, в Киеве только два оперных театра, в то время как в Москве, где также великое множество проблем в сфере культуры, постоянно работают шесть оперных театров — это столько, сколько во всей Украине.

Даже с нотами у нас катастрофическое положение. В стране нет ни одного нотного магазина (еще лет 20 назад они были в каждом областном центре). Единственное в Украине специализированное нотное издательство едва сводит концы с концами и абсолютно не соответствует современным требованиям. Между тем в любой европейской стране насчитываются десятки, иногда даже сотни музыкальных издательств. Приобрести их издания или компакт-диски ведущих международных фирм в Украине практически невозможно. Иногда произведения украинских композиторов — авторов новой классической музыки — легче найти в Берлине или Париже, чем на родине. Пришло время задуматься над тем, что будет происходить с украинским музыкальным произведением через 20, 50 или 100 лет после его написания. Ведь это может быть и гениальное произведение искусства. Известная сентенция булгаковского Воланда «Рукописи не горят» — это неправда. В реальности они очень хорошо горят, а также теряются, их крадут, сознательно уничтожают, присваивают, и неизвестно еще, какая беда может постичь наши музыкальные рукописи, если мы своевременно о них не позаботимся. А думать нужно не только об их издании, но и о надлежащем хранении и защите. Необходимо срочно создать специализированный нотный архив-депозитарий, который бы накапливал, хранил и предоставлял для пользования нотные рукописи. Следовательно, нотная проблема касается не только книжных магазинов или издательств (точнее, государственного и законодательного содействия их работе), но и архивов, библиотек, центров музыкальной информации, а также затрагивает целый комплекс вопросов, касающихся авторского права. Последнее, кстати, в сфере нашей классической музыки почти не применяется.

***

Специфика классической музыки в том, что ее нормальное развитие в значительной степени зависит от ее взаимоотношений с государством, поскольку именно государство является главным спонсором развития нашей отрасли. Так заведено в Европе, так происходит и у нас. И хотя по количеству инвестиций в нацио­нальную классическую музыку мы, мягко говоря, не европейская страна, главная проблема на сегодня — не в количестве денег, а в неэффективном их использовании. Государству откровенно безразлично, как именно будут использованы те копейки, которые оно, отрывая от сердца, иногда нам бросает. Системный, объективный и профессиональный анализ нашей культурной жизни на государственном уровне не ведется, поскольку не ведется хоть какая-то культурная политика, не определены ни цель, ни приоритеты в этой отрасли, а управление происходит в ручном режиме. Нет и общественного контроля, а профессиональная художественная критика — слишком редкостное явление в наших массмедиа. На этой почве буйно расцветают рутина и уравниловка, а самые талантливые артисты вынуждены искать ангажементы за пределами Украины. Процесс оттока лучших музыкантов за границу зашел так далеко, что надо запускать специальную государственную программу, которая бы поощряла наши таланты к возвращению на родину — конечно, при условии существенного реформирования нашей художественной среды.

Отношение государства к музыканту сегодня формальное и безответственное. Показательна в этом смысле абсурдная система почетных званий. Это анахронизм, оставшийся нам в наследство от советских времен. Всем известно, что некоторые «заслуженные артисты» заслуживают не аплодисментов, а тухлых яиц или гнилых помидоров, а многих «народных артистов» не знает не только народ, но и узкий круг специалистов. В условиях коррупции, бескультурья власти и отсутствия общественного контроля так называемые почетные звания безнадежно девальвированы, поэтому их вообще надо отменить. Вместо этого значительно более широкой, гибкой и открытой должна стать система художественных премий, стипендий, конкурсов, грантов, специальных культурных программ, заказов на новые произведения и т.п. Такой является европейская практика, следовательно, нам не нужно здесь выдумывать велосипед.

***

К сожалению, любые пожелания останутся лишь пожеланиями без искреннего осознания руководителями государства роли культуры в современном обществе, без понимания того, что современная культура — это не приложение к чему-то более существенному, материальному, а основа каждого звена нашего бытия. Те, кто хочет и в дальнейшем «тянуть время и запутывать» (это реальная цитата из установок одного министерского руководителя своим подчиненным), должны быть уволены, какими бы опытными и влиятельными они ни были.

Почему бы новому руководству Министерства культуры не провести независимую аттестацию своих сотрудников и не обновить кадры с учетом мнения художественной общественности, творческих коллективов, национальных творческих союзов и тому подобное? Без нового по содержанию культурного менеджмента, без людей с новым, креативным мышлением на руководящих должностях наше культурное бедствие будет продолжаться и в дальнейшем.