Октябрьское заседание Киевского Вагнеровского общества было отмечено приездом пианистки из Македонии Анны Гачевой. Она дала сольный концерт, ознакомив столичную публику с произведениями трех поколений романтиков — Франца Шуберта, Роберта Шумана и Йоханнеса Брамса, а также современных композиторов — Альберто Хинастеры и Белы Бартока.
Небольшая по количеству населения Македония (чуть более двух миллионов жителей), ранее входившая в состав Югославии, обрела свою независимость в 1991 году. Однако на такую маленькую страну приходится три университета, структура музыкального образования полностью совпадает с украинской: музыкальная школа, колледж и музыкальный факультет при университете. Кроме того, музыканты Македонии стараются расширять свои познания, проходя стажировку за границей. Так, начав обучение в университете в Скопье (столице Македонии), Анна Гачева параллельно три года училась в Парижской консерватории А.Корто и там же — в столице Франции — стала победительницей Международного конкурса имени Альбера Русселя. Вернувшись на родину, Анна победила и в Национальном конкурсе пианистов. Сегодня исполнительница является профессором музыкального факультета в университете Тетово (втором по величине городе Македонии) и параллельно учится в аспирантуре.
Программа, которую представила Анна Гачева, была подготовлена ею в Париже в соответствии с музыкальными требованиями столицы Франции. Однако для украинского слушателя такой стиль показался несколько суховатым и рациональным. Произведения всех романтиков — Шуберта, Шумана и Брамса — прозвучали в едином стиле, в то время как у нас принято подчеркивать импульсивность, непредсказуемость, внезапность музыки Шумана; прозрачную тонкость и свежесть произведений Шуберта; неразрывность философского и эмоционального начала творчества Брамса. Более того, сама пианистка признается, что и ее внутреннему ощущению чужда подобная трактовка этих произведений. И по ее исполнению слышно, что она не дает раскрыться полностью тому потенциалу, который в ней заложен. Чувствуются намеки, побуждения к тем агогическим изменениям, которые отличают индивидуальность музыканта. Но А.Гачева словно не отваживается отдаться этому внутреннему ощущению всецело.
Более непосредственным показалось исполнение «Аргентинских танцев» Альберто Хинастеры и пьесы Белы Бартока: четкая атака звука, неприкрытость тембра, импульсивность, характерность, подчеркивание контрастов.
После выступления на Вагнеровском обществе пианистка дала еще один концерт — в Детской академии искусств. Его программа также была насыщенной (сократились произведения Брамса и добавилось несколько миниатюр Белы Бартока). Жаль только, что ни в одном концерте мы не услышали творчество македонских композиторов.