UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУЗЫКА, МОЛЧАВШАЯ СТОЛЕТИЯ. ПРИКЛЮЧЕНИЯ «АРХИВА БАХА»

В сентябре этого года в престижной берлинской газете «Der Tagesspiegel» появилась заметка «Дружеский привет из Киева»...

Автор: Елена Новикова

В сентябре этого года в престижной берлинской газете «Der Tagesspiegel» появилась заметка «Дружеский привет из Киева». Сообщалось, что дипломатическому корпусу разных стран и гостям, приглашенным на торжественный вечер в честь 10-летия независимости Украины, в театре «Komische Oper» украинцы преподнесли небывалый сюрприз — через 200 с лишним лет и впервые! было исполнено произведение известного композитора Карла Филиппа Эмануэля Баха «Гимн благодарности и дружбы» из коллекции Singakademie (хоровой академии) Берлина, которая долгие годы после Второй мировой войны бережно хранилась в Киеве, а на Западе считалась утраченной. Композиция Баха прозвучала глубоко символически: в совместном исполнении камерного оркестра «Киевские солисты» и хора Singakademie.

За этим событием стоят долгие годы поисков пропавших раритетов, с одной стороны, сомнения и жаркие споры победителей, с другой: отдавать или не отдавать военный трофей тем, кто в свое время разграбил и разрушил нашу страну. И, как известно, украинский парламент сомневался, утвердить или нет достигнутую договоренность Президента Украины Л.Кучмы и канцлера ФРГ Г.Шредера о передаче коллекции Singakademie немцам. Возникали трудности в аналогичных ситуациях и в других странах. (Начавшийся обмен ценностями России и Франции был приостановлен, т.к. российская Дума тогда еще не приняла соответствующего закона и др.)

Сталкиваясь с этим вопросом непосредственно в Германии, посол Украины в ФРГ А.Пономаренко отмечал, что в конце Второй мировой войны и первые послевоенные годы началось беспрецедентное по масштабам перемещение огромных массивов культурных ценностей. С проблемами реституции впоследствии столкнулись не только пострадавшие, но возникла необходимость возвращать и немцам их культурные ценности в соответствии с нормами международного права. И если Украина стремится стать равноправным членом европейского сообщества, она должна следовать этим требованиям. Появилось сообщение о том, что украинский парламент подтвердил существующую договоренность немецкой и украинской сторон о возвращении коллекции хоровой академии Берлина, которую стали именовать «Архивом Баха», в ФРГ.

Почему культурный мир так беспокоился о судьбе этой коллекции?

Хоровая академия более 150 лет была основной хранительницей немецких музыкальных рукописей, и в ее фондах собралось более 5 100 единиц хранения — произведений западноевропейских композиторов XVI—XIX столетий: Генделя, Телемана, Перголези, Моцарта, Гайдна, Вивальди, Бетховена, Мендельсона и других гениев мировой музыкальной культуры, а ядром стал т.н. «старый архив Баха» с произведениями И.С.Баха и членов его семьи. Кроме нот, хранилось и эпистолярное наследие, в том числе письма Гете директору академии с 1800-го по 1832 г. Карлу Фридриху Цельтеру. Был составлен каталог работ, ставший известным как «Каталог Цельтера». В соответствии с ним на большинстве партитур были проставлены карандашом пометки, что и помогло идентифицировать их при обнаружении.

Долгие годы «Архив Баха» искала Патриция Кеннеди Гримстед, а позднее профессор Кристоф Рольф (из Украинского научного института Гарвардского университета). Вольф — главный эксперт в «баховедении», директор архива Баха в Лейпциге. Об одиссее баховских документов хоровой академии Берлина П.Гримстед поведала в монографии и статьях в международном журнале «Трофеи войны» и «Архивах Украины». В связи с бомбежками Берлина союзниками в 1943 году началась массовая эвакуация культурных ценностей в шахты, монастыри, замки Саксонии, Чехии и Польши, включенных в состав третьего рейха. В августе 1943 года 90 упаковок фонда хоровой академии Берлина (14 больших ящиков) перевезли в безопасное место в замок Уллерсдорф в 80 км. от Вроцлава. Куда она делась потом, никто не знал. Думали, потеряна навсегда. Лишь в середине 70-х годов К.Вольф впервые услышал от немецких коллег, что, возможно, часть ее сохранилась в Киеве, поскольку там в 1969 году, а затем в Ленинграде было исполнено произведение Вильгельма Фридемана Баха, хотя оно никогда не публиковалось. В 1996 году в книге немецких исследователей Леманнов о трофейных командах Красной Армии появилась ссылка на советский секретный документ Минкульта СССР от 1957 года о том, что часть трофейного собрания находится в Киеве. Это была сенсация! Весной 1998 года, собираясь издать музыкальное наследие Карла Филиппа Эмануэля Баха, Кристоф Вольф возобновил свои поиски. Благодаря открытой позиции руководства Госкомархива Украины Р.Пирога и Г.Боряка в Киеве удалось узнать, что здесь действительно находится часть коллекции Баха, которую в 1973 году из консерватории передали на хранение в Центральный государственный архив-музей литературы и искусства Украины. Повествуя о баховской одиссее, П.Гримстед скептически отзывалась о факте спасения коллекции советскими танкистами как о «легенде». И сообщала о существовании трофейных команд, в том числе от Украины, и называла руководителя, подполковника И.Шевченко. А в качестве доказательства приводила копию его телеграммы из Германии в Киев. То ли она не заметила, то ли не поняла, но в той телеграмме он сообщал, что в одном из замков обнаружил похищенные фонды публичной и научной библиотек Киева, Харьковского университета, Музея революции в Москве. П.Гримстед, осуждая нас, забывает, кто же истинный виновник таких колоссальных перемещений культурных ценностей! Соблазном же трофея грешили многие. «Гимн благодарности и дружбы» Карла Филиппа Эмануэля Баха впервые прозвучал-то, оказывается, не 12.09 в Берлине, а 23.03.2001 года в Симфоническом зале Бостона. Тем не менее, профессионализм и преданность цеховым интересам позволили Патриции объективно оценить, на каком высоком уровне архивисты и музыковеды Украины сумели хранить уникальную коллекцию столь долгое время. В статье она написала: «...перед библиотекарями и архивистами, которые выполнили свой святой долг — хранить документы, остается только склонить голову в знак благодарности. Ведь коллекцию хоровой академии, что пережила войну, много раз могли уничтожить или просто забросить, особенно в годы послевоенного лихолетья. Теперь «Архив Баха» не заложник войны».

Действительно, наши специалисты сохранили музыкальные шедевры для мировой культуры и науки. Как следовало поступить в этом сложном случае, чтобы и договоренность между Украиной и ФРГ соблюсти, и воздать должное «подвигу» наших специалистов?! В беседе о том доктор исторических наук Г.Боряк припомнил высказывание, что война не окончена до тех пор, пока не будет возвращена последняя «перемещенная ценность». Руководители Госкомархива Украины сделали все возможное, чтобы были учтены и интересы нашего государства, добились, чтобы произведения микрофильмировали (немецкая сторона выделила немалые средства на это) и таким образом были доступны для использования в музыковедении и исполнительской деятельности у нас. Кроме того, немецкая сторона согласилась с предложением украинской о том, чтобы коллекция была передана в государственную т.н. Прусскую библиотеку, где она будет доступна широкому кругу исследователей, студентов, исполнителей.

Два года эксперты-музыковеды, архивисты, юристы, представители немецкой и украинской сторон напряженно работали над идентификацией произведений и правовой стороной дела. Работа над «Архивом Баха» объединила многие культурные центры разных стран. В августе 2000 года было подписано соглашение между ЦГАМЛИ Украины, Национальной музыкальной академией Украины им. П.И.Чайковского, Архивом Баха в Лейпциге, Singakademie Берлина и Музыкальным факультетом Гарвардского университета о сотрудничестве в хранении, обработке и использовании уникальной коллекции. В фонде 441 ЦГАМЛИ Украины в описываемой коллекции есть много произведений композиторов XVIII столетия славянского происхождения, что вызвало к жизни создание Центра музыкальной славистики им.Максима Березовского, архива-музея при поддержке Гуманитарного института Паккарда и Украинского научного института Гарвардского университета. Поистине музыка объединяет народы.

Нам важно было узнать мнение немецкой стороны, интересы которой представляет директор «Архива Баха» в Лейпциге профессор Кристоф Вольф, главный международный эксперт по творчеству Баха и Моцарта, занимающийся междисциплинарными исследованиями музыки, истории, философии. В беседе с ним мы коснулись военных эпизодов, «трофейного» вопроса и перспектив украинско-германского сотрудничества.

— Г-н Вольф, существует несколько версий о том, в каком виде нашли «Архив Баха». Некоторые говорят о спасении архива, другие — о его похищении. Кстати, в военном прошлом моего отца-химика, эпизод, когда он в каком-то разбомбленном немецком здании увидел валявшиеся на полу ноты Вагнера, подобрал и по-своему спас их. В Киеве, хотя официальные учреждения отказались взять произведения «любимого композитора Гитлера», он все же нашел дирижера, который был счастлив сыграть их со своим коллективом. Так что на самом деле было с «Архивом Баха»?

— В данном случае ситуация была иная. Все наследие упаковано, в ящиках, пронумеровано, находилось в идеальном порядке. Так что речь шла не о спасении, а о трофее победителей, Красной Армии, нашедшей его.

— Как вы оценили состояние архива после стольких лет хранения в Киеве?

— Архив Баха я нашел в отличном состоянии!

— Какие перспективы у архива по возвращении на родину?

— Мы руководствуемся намерением, чтобы у всех осталась возможность для научной обработки и интернациональной работы по архиву Баха. Это ведь не только национальное достояние. Это мировое наследие. Конечно, хорошо, что коллекция вернется на свое первоначальное место, но она должна быть доступна для всех.

— Говорят, что «первая ласточка» прилетела из баховского собрания домой еще в январе этого года?

— Да, тогда во время визита в столицу ФРГ Президент Украины Л.Кучма в качестве символического жеста дружбы передал немецкому канцлеру в дар один экземпляр рукописи композиции И.С.Баха для органа (сборник в 100 страниц). Кстати, немецкая сторона тоже совершила акт доброй воли — выделила 200 тысяч на реставрацию Успенского собора в Киеве. Сейчас очень много времени занимает микрофильмирование, но надеюсь, мы уложимся в намеченные сроки. Осенью все будет закончено, упаковано и передано немецкому канцлеру в его самолет.

— Существуют ли перспективы дальнейшего немецко-украинского сотрудничества в области музыковедения?

— Да. Есть план издать немецко-украинский каталог и другие научные публикации тех наименований из архива, которые никогда не видели свет. Конечно, речь идет не об издании всего фонда, но об избранном. Мне очень хочется поблагодарить дирекцию Госкомархива Украины, г-на Пирога и доктора исторических наук Боряка, за неоценимую помощь, а также директора и коллег из ЦГАМЛИ Украины и Киевской консерватории. С ними было отлично работать.

— Есть ли какие-либо сведения о находящихся в Германии трофеях, вывезенных с Украины?

— То, что нашли в свое время через руководство Красной Армии, было передано в Москву, а она должна была решать этот вопрос. Сейчас ведется трехсторонняя работа по вектору Украина—Россия—Германия. Германия, если у нее что-либо осталось, разумеется, готова отдать все Украине, если она конкретно укажет местонахождение своих материалов.

Было бы неверно думать, что у немцев на культурной ниве нет проблем. После финансовых афер в Берлине за спиной (или с ведома?) городских властей столица оказалась в финансовой «яме», и расходы на культуру были резко сокращены. Не случайно, радуясь возможности Singakademie исполнять вернувшиеся на родину раритеты, автор заметки в «Der Tagesspiegel» Ф.Хансен тут же напоминает, что Сенат должен материально поддержать их творческие усилия. А оркестр с прекрасной репутацией исполнителя классической музыки XVII—XVIII столетий (кстати, его название — «Kammererorchester Carl Philipp Emanuel Bach») все годы своего существования содержал себя сам, а сейчас вынужден на афишках своей программы обращаться к потенциальным посетителям концертов с просьбой купить их абонемент за 120 DM на целый год! Иначе при нынешней политике в области культуры и финансовом положении города оркестр будет вынужден прекратить существование и не сможет исполнять вернувшуюся домой музыку, в том числе и любимого Карла Филиппа Эмануэля Баха, музыку, которая молчала столетия...