UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУЗЫ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

Луганская областная государственная филармония готовится встретить свое 60-летие, не имея собственного концертного зала...

Автор: Владимир Старцев

Луганская областная государственная филармония готовится встретить свое 60-летие, не имея собственного концертного зала. Только в начале мая 2003-го главой Луганской облгосадминистрации была утверждена проектно-сметная документация реконструкции филармонии на сумму 13 млн. 131 тыс. 106 гривен, но деньги из областного бюджета на проведение работ появятся, в лучшем случае, лишь в конце этого года.

Сейчас филармония для проведения концертов и репетиций вынуждена арендовать помещения Дворца культуры железнодорожников. В администрации филармонии, рассказывая корреспонденту «ЗН» о связанных с этим трудностях, отметили, что «отсутствие стационара значительно затруднило концертную деятельность филармонии в целом» и потому «пришлось взять курс на активизацию гастрольной деятельности в пределах области». Дипломатично отвечая на вопросы, руководство не сообщило, что трудности возникли с проведением не только концертов, но также и репетиций. По словам директора симфонического оркестра Татьяны Корецкой, из-за отсутствия своего здания «невозможно планировать работу на 100 процентов», и на концертах приходится извиняться перед зрителями за неудобства. Например, восьмого мая музыкантам симфонического оркестра пришлось долго стоять у входа в ДК железнодорожников, ожидая, пока не выяснится вопрос: перечислила или нет администрация филармонии деньги за аренду. Сложности с репетициями возникают и у других подразделений филармонии, ведь графики репетиций составляются дирекцией дворца культуры и параллельно с ними проходят занятия других творческих объединений.

Здание Луганской областной государственной филармонии несколько лет назад было внесено в реестр опасных и таким образом признано непригодным для проведения в нем массовых мероприятий, сообщила автору заместитель начальника областного управления культуры Зинаида Поляченко. По ее словам, из-за опасений, что при переезде в другое здание может испортиться входящий в десятку лучших в Европе орган, было решено реконструировать старое здание. Согласно информации, предоставленной дирекцией филармонии, реконструкция концертного зала началась в 2001 г. «по инициативе Луганской областной государственной администрации», однако это «очень своевременное решение затормозилось из-за временного отсутствия финансовых средств». В действительности в 2001 году из областного бюджета на проведение работ было выделено почти полтора миллиона гривен. Заказчиком тогда являлась сама филармония. Генеральным подрядчиком, благодаря победе в объявленном тендере, стало производственно-строительное частное предприятие «Феликс» из города Краснодон, которое в 1991 г. создал и некоторое время возглавлял Виктор Кириллов, победивший весной 2002-го на выборах в одномандатном избирательном округе № 107. Реконструкция велась с июля 2001 г. по февраль 2002-го. Затем заказчиком работ было назначено областное управление капитального строительства. Начальник управления Людмила Афанасьева сообщила, что в здании филармонии уже проведены работы по обеспечению электро- и водоснабжения, а также отремонтирован один из корпусов филармонии. К началу 2002-го институтом «Гражданпроект» был разработал проект реконструкции стоимостью чуть более 13 миллионов гривен. Смета на сумму более 10 миллионов, согласно постановлению Кабмина, утверждается главой облгосадминистрации, и до подписания Александром Ефремовым проектно-сметной документации проект, по словам Людмилы Афанасьевой, из-за отсутствия финансирования был приостановлен.

Официальная история филармонии начинается в марте 1943 г., когда в Луганске был организован комсомольско-молодежный ансамбль, а затем на его основе — украинский народный ансамбль песни и танца под руководством Новохатской. Летом 1945-го при непосредственной поддержке тогдашнего областного партийного руководителя Гаевого был основан симфонический оркестр, уже осенью давший свой первый концерт под управлением дирижера С. Ратнера. Начиная с 50-х годов стали проводиться циклы лекций-концертов, в которых принимали участие такие известные деятели культуры, как Рихтер, Оборин, Ойстрах, Гмыря. По словам Евгении Михалёвой, члена Союза композиторов Украины, бывшего художественного руководителя Луганской областной филармонии, «самый значимый период истории филармонии связан с Виктором Алексеевичем Шистко, заслуженным работником культуры Украины». На творческом багаже, заложенном Шистко, луганская филармония продолжала работать и после его смерти. При сменившем его Валерии Мартынове в концерном зале был установлен орган.

С 1995 г. филармонией руководил Виталий Малюков (живущий ныне в Киеве), а с августа 2002-го директором является Виктор Кулдыркаев (в недавнем прошлом мэр города Краснодон Луганской области). Бывшие и нынешние работники филармонии рисуют первого исключительно в черных красках, называя его «этот деятель» и считая непосредственно виновным в «развале работы». Палитра мнений о нынешнем директоре значительно пестрей. Одни полагают, что филармонии нужен именно такой директор — организатор и хозяйственник. С его практическим опытом, считают они, Кулдыркаев сможет помочь, как минимум, закончить реконструкцию здания. Другие, знакомые с опытом его деятельности в Краснодоне, выражают работникам филармонии сочувствие, сомневаясь, что с таким руководителем что-либо изменится к лучшему. Как бы там ни было, но очевидным является то, что при бывшем директоре концертный зал луганской филармонии превратился в строительную площадку, а нынешнему предстоит сделать все от него зависящее, чтобы эта площадка не стала очередным городским долгостроем.

С начала 90-х стены филармонии покинули многие выдающиеся исполнители. Сразу несколько народных и заслуженных артистов Украины преподают теперь в институте культуры и искусств, созданном при Луганском государственном педагогическом университете. Заслуженный артист Украины, доцент кафедры культурологии Владимир Калашников, работавший с 1968-го по 2002-й в филармонии чтецом произведений украинских авторов, выразил свое мнение так: «В 2002 году завершился процесс творческого разрушения филармонии. Сейчас филармония не в состоянии пропагандировать духовность украинского народа. Когда достроят здание, а его обязательно достроят, работать там будет некому...».

С такими взглядами не согласны в Луганском областном управлении культуры и искусств. Заместитель начальника управления Владимир Зайцев рассказал корреспонденту «ЗН», что, несмотря на сложности, в области уделяется большое внимание вопросам культуры. «В этом году, — сообщил он, — решением облгосадминистрации, областного совета для ведущих деятелей культуры и искусств установлена стипендия: 250 гривен народному артисту, 200 — заслуженному». Для пополнения луганских творческих коллективов молодыми специалистами, рассказал Владимир Зайцев, сейчас ведутся переговоры со многими украинскими консерваториями. По его словам, «чтобы человека сюда пригласить, надо дать зарплату хорошую, жилье. Управление просит, чтобы целевым образом закупили или построили жилье для работников культуры и искусств». Также заместитель начальника управления культуры отметил, что сейчас в области взят курс на воспитание молодых талантов своими силами, и для этого, в частности, был недавно открыт Государственный институт культуры и искусств. Главной причиной, тормозящей работу и луганской, и любой другой филармонии Украины, Владимир Зайцев назвал «отсутствие нормального правового поля для деятельности», в частности закона о гастролях и концертах. Тем не менее сейчас, сказал он, «произошло самое главное — появилось второе дыхание у симфонического оркестра» Луганской областной филармонии, имея в виду приглашение в оркестр нового дирижера — австрийского профессора Курта Шмида.

Симфонический оркестр Луганской областной государственной филармонии собирается 30 августа принять участие в фестивале в Вене, родном городе своего нынешнего главного дирижера. Хочется верить в то, что надежды музыкантов, связанные с новым дирижером (перспективы творческого роста и улучшения материального положения оркестра), полностью оправдаются. Это, по крайней мере, позволит им отвлечься от неприятных мыслей о своем сегодняшнем фактически бесприютном положении дома.