UA / RU
Поддержать ZN.ua

Музей плюс театр равняется?..

Разговор на почте. Знакомый (коллекционер, кстати) спрашивает, куда это я бегу. Спешу сообщить, что ...

Автор: Татьяна Рогозовская

Разговор на почте. Знакомый (коллекционер, кстати) спрашивает, куда это я бегу. Спешу сообщить, что собираюсь в Санкт-Петербург на конференцию «Музей и театр», если только успею получить деньги на проезд от фонда «Відродження». В ответ слышу: «Люблю театр как театр, а музей как музей, а если это совмещается, то...». Намек понятен, за семь лет работы экспозиции Музея Булгакова в Киеве у нее (экспозиции, точнее, концепции) появилось много приверженцев, но есть и те, кто ее не воспринимает, к ним относится и мой собеседник. Тем не менее, приглашение из Музея Достоевского пришло на Андреевский спуск, 13, в «Дом Турбиных», и деньги тоже удалось получить вовремя.

35 лет назад, когда музейный «бум» еще не начался, а театр еще продолжали «отпевать», со сцены, а потом с экрана Т.Доронина «озвучила» в «Старшей сестре»: «...Любите ли вы театр, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная к впечатлениям изящного?» В начале восьмидесятых годов одним из лучших музеев по праву считался Музей театрального, музыкального и киноискусства в Киеве — на этом мнении сходились и школьники, и театроведы, и музейные работники. В стенах музея часто бывали гости из театров, устраивались театрализованные представления.

На исходе века обнаружилось взаимотяготение театра и музея. Семинар «Музей+Театр» был организован в Музее Ф.Достоевского в Санкт-Петербурге в конце декабря 2000 года. Организаторы семинара ставили своей целью «теоретическую разработку создания театрально-музейных проектов и всесторонний обмен опытом».

Предполагалось, что инновационные формы работы открывают возможности нетрадиционного взаимодействия с посетителем, способствуют привлечению новых посетителей и зрителей. Совместные проекты музея и театра поднимают целый комплекс проблем. Перед сценаристом, режиссером, художником и актерами, создающими спектакль в конкретном историческом интерьере, стоят совершенно иные задачи, чем в работе на стационарной театральной сцене. Театры осваивают новые сценические пространства, приближая основу инсценировки к конкретным историческим объектам. Музеи стремятся «оживить» статичные экспозиции актерскими импровизациями.

На семинар были приглашены участники из Украины, Чехии, Грузии, Армении, Молдавии (самая представительная делегация — четыре человека, из них три театральных режиссера и зав. отделом по связи с общественностью Исторического Национального музея Ливия Гынку).

Музей Ф.Достоевского в Ленинграде был создан в 1971 году, к 150-летию со дня рождения писателя. По фотографии, сделанной после смерти Достоевского, был реконструирован его кабинет. Рядом с мемориальной квартирой была открыта литературная экспозиция. Музей располагает кинозалом (где и проходил семинар). Каждый год, в ноябре, когда отмечается день рождения писателя, в музее проходят международные научные конференции «Достоевский и мировая культура», по их материалам издается альманах. В 1999 году музеем при финансовой поддержке института «Открытое общество» был подготовлен семинар «Семь музеев Достоевского», собравший в Санкт-Петербурге все музеи Достоевского в России и Казахстане.

Огромный опыт организации семинаров и конференций несомненно способствовал тому, что семинар «Музей+Театр» прошел на высоком уровне: всех встретили, разместили, накормили, внимательно выслушали и проводили.

В день открытия, после представления участников, мне было предоставлено слово. Рассказывая о Музее Михаила Булгакова в Киеве, я назвала музейно-театральные проекты (о которых в «Зеркале недели» в свое время писалось). Во время «круглого стола», в последний день работы семинара, показали пленку с экскурсией по музейной экспозиции, вызвавшую большой интерес участников.

После выступления Михаила Чавчавадзе-старшего, художественного руководителя Белого театра в Петербурге (с показом очень интересного спектакля «Мрамор» по И.Бродскому), и Александра Григоряна (Ереванский театр им. К.Станиславского), показов замечательных проектов Музея театрального и музыкального искусства и Театра «Монплезир» очень печально было слышать выступление Нино Дзагнидзе из Тбилиси («театрализованные выставки» не работают из-за отсутствия электричества). Нино и ее муж Михаил Чавчавадзе-младший испытали на себе «новшество» — оформление виз (из Грузии в Россию).

После обеда в «арт-баре «Достоевский» (входящих встречает на деревянной скамеечке писатель, похожий на «пушкина» из романа Т.Толстой «Кысь» и одновременно на Яковченко у театра им. Франко) все отправились на Невский, 104 в Интерьерный театр.

Николай Беляк, художественный руководитель этого театра, рассказал о принципах и опыте работы в освоении исторических интерьеров Санкт-Петербурга. Театр располагает уникальной коллекцией карнавальных костюмов по мотивам архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Для школьников младших и средних классов проводится экскурсия «Заколдованный город». Представление разыгрывается в виде путешествия по выставочным залам экспозиции Интерьерного театра. Детей встречает Городская дума. Звучит живая музыка. Семь залов превращаются в семь миров, через которые должны пройти дети. Каждый мир — определенная культурно-историческая эпоха в жизни города. В каждом зале группу встречает костюмированный персонаж, который вступает с детьми в диалог. Дети отвечают на вопросы, связанные с историей города, и это становится испытанием, позволяющим перейти в следующий зал. Первый зал посвящен возникновению Петербурга. Оживает Змей, звучит его пророчество «Быть пусту месту сему!», и дети впервые узнают о конфликте между Змеем — символом зла и коварстве стихий — и Царем-созидателем, который в первой битве победил Змея и построил город в устье Невы вопреки воле стихий. Этот конфликт стал темой «петербургского мифа», дальнейшее развитие которого прослеживается на протяжении всего действия. Школьники, незаметно для себя, в игровой форме участвуют в уроке по «петербургике» — краеведению. Для них это становится уроком любви к родному городу.

Тема петербургской истории и битва со Змеем продолжаются во втором, Пушкинском зале. Фрески на библейские темы, которыми расписан потолок, экспозиция, посвященная сценическому воплощению «Маленьких трагедий» А.Пушкина. Звучит музыка Моцарта. Дети вместе с ведущим читают стихи.

В третьем зале ребятам представляются события нашего века. Битва со Змеем продолжается. Перед глазами детей — книги, не подлежащие реставрации после пожара в библиотеке Академии наук. Блокада Ленинграда и победа, разрушение памятников культуры и акции по их спасению, праздники, посвященные борьбе за сохранение культурного наследия города, являются этапами этой битвы.

Четвертый зал демонстрирует, что было бы с городом, если бы Змей победил. Появляется образ бездомной и опустившейся жительницы разрушенного города. Детям предлагают остаться здесь жить. Они не соглашаются и переходят в следующий зал. Пятый зал — радостно-праздничный, карнавальный Петербург. Оживает Смольный собор и поет о красоте города и его предстоящем 300-летнем юбилее.

Шестой зал подготавливает детей к входу в Заколдованный город и является проходным.

Наконец, седьмой — Заколдованный город. В экспозиции представлены Медный всадник, памятник Екатерине II, Грифон с Банковского мостика, колокольня Петропавловского собора, Адмиралтейство, Кунсткамера...

Ангел-хранитель ведет детей к Заколдованному городу, знакомя с каждым зданием и памятником. Все это происходит в атмосфере таинственности, поддержано светом и музыкой. В светомузыкальной кульминации этой сцены, обращенной к воображению детей, разыгрывается бой Медного всадника со Змеем. Вновь звучит пророчество Змея, и дети скандируют ему в ответ: «Не быть пусту месту сему!» Происходит расколдовывание города. Вновь звучат стихи и под карнавальную музыку предстает праздничный Петербург.

После спектакля можно сфотографироваться с персонажами. Спектакль идет около часа, присутствовать на нем могут не более тридцати человек.

На следующий день по программе была экскурсия по городу «Достоевский в Петербурге», а потом — Шереметевский дворец, где уже несколько лет назад открылась экспозиция музея Ахматовой, а сейчас — филиал Санкт-Петербургского Государственного музея театрального и музыкального искусства. Открытые фонды — «Выставка музыкальных инструментов» и театрально-музыкальные программы музея.

А потом был спектакль Белого театра в Музее Достоевского «Тень женщины и двое мужчин» по рассказу Ф.Достоевского «Вечный муж» в постановке Георгия Васильева и оформлении Эмиля Капелюша.

Удивительное оформление выставочного зала музея, создающее иллюзию белых ночей, близость — на расстоянии вытянутой руки — прекрасных актеров Валерия Кухарешина и Сергея Бызгу почти для всех 40 человек, что вмещает зал, были откровением. В спектакле чувствуется, что театр и музей шли навстречу друг другу, стараясь добиться максимального результата проникновения в ткань художественного произведения Достоевского. Особенно заметно это было в сравнении со спектаклем «на черной лестнице» Классического театра «Среди миров» (по произведениям Достоевского). Это были только фрагменты, но явно — спектакль этот мог быть поставлен на любой другой лестнице и к музею Достоевского привязан мало. Было еще много интересного — рассказ и показ спектакля «Павел I» в Михайловском замке, работа с детьми в Кунсткамере и Русском музее, беседа о театрально-музейном проекте «Анна Каренина» (финны поставили мюзикл в городе Лахти, а сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга устроили выставку из коллекций музея).

Главный итог семинара — не ответ на вопрос, что будет от «сложения» музея и театра. Разговор только начался (хотя и довольно давно). В мае в Киеве проходят театральные фестивали, тогда же — Всемирный день музеев. Обсуждение темы взаимодействия музеев и театров можно было бы продолжить в Киеве, «городе прекрасном, городе счастливом», где слышен «трепет новой жизни».