UA / RU
Поддержать ZN.ua

Музэкскурсы в Музее Гончара

В Украинском центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» состоялся второй концерт из серии «Артколлекция «Вавилон» под названием Fusion...

Автор: Наталья Тимуршаева

В Украинском центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» состоялся второй концерт из серии «Артколлекция «Вавилон» под названием Fusion. Modern. Jazz. Организаторы этих камерных вечеров классической музыки с участием молодых отечественных музыкантов — компания «Вавилон» и Инвестиционное агентство недвижимости «Мир» превратили свою инициативу в цикличный проект.

Собственно название «Арткол-лекция «Вавилон» расшифровывает цель начинания: создание своеобразной коллекции имен, коллективов, произведений, акций, с которой основатели проекта будут постепенно и регулярно знакомить культурно заинтересованную, успешную часть украинской элиты. Удивительно, по нашим временам, другое. Проект не стал разовой акцией (о первом концерте проекта в «ЗН» сообщалось в №5 от 10 февраля), а получил свое развитие. Показательно, что к нему уже начали присоединяться такие гранды, как Фонд содействия развитию искусств, который предоставил свой зал для репетиций, известный меценат и автор проекта «Родовид — культура сознания» Игорь Дидковский.

На этот раз в концерте приняли участие исключительно украинские музыканты, среди которых достаточно известные имена: заслуженый артист Украины, виртуозный бандурист Роман Гринькив, лауреат международных конкурсов, блестящий пианист Дмитрий Таванец, «полиглот»-инструменталист Армен Костандян, представший перед публикой в качестве исполнителя на армянском народном духовом инструменте дудуке. И дирижер Татьяна Калиниченко, которая под эгидой «Артколлекции» создала новый камерный оркестр из молодых музыкантов — New Era Orchestra. Он также не обманул ожиданий и замечательно отыграл свой первый концерт в гостеприимном Музее Ивана Гончара, который имеет прекрасную акустику и все условия для изысканных камерных музыкальных вечеров. Название же концерта — Fusion. Modern. Jazz. — довольно точно расшифровало философскую подоплеку динамично выстроенной программы.

За 45 минут, что длился концерт, слушателю дали возможность окунуться в мир современной украинской музыки в разных ее жанровых направлениях. Получился своего рода емкий экскурс в музыку, которую привыкли слушать на фестивалях и исключительно академических импрезах. В данном же случае концерт получился «слушательским»: его восприняла с восторгом даже непрофессиональная публика.

Правда, нужно оговориться. Дирижер Татьяна Калиниченко, отлично владеющая мастерством управления недавно созданным оркестром делает свое дело с размахом, к сожалению, не свойственным большинству украинских дирижеров. Она работает с оркестром так, как будто завтра ему играть перед всем миром. Качество игры ее музыкантов, высокохудожественная интерпретация партитур, темпоритмы, ансамблевость — все здесь сделано «по большому счету». Этим концертом дирижер в который раз доказала, что не бывает плохих оркестров или музыкантов, а бывают заурядные дирижеры. Посему New Era Orchestra звучал в сюите из модерн-балета «Викинги» Евгения Станковича, которая открывала концерт, так, как звучат давно сыгранные коллективы, у которых за плечами много престижных европейских и мировых сцен.

Своего рода фурор произвел еще один молодой музыкант мирового масштаба — бандурист Роман Гринькив. Три его композиции переместили слушателя из мощного симфонизма Станковича в пространство, где за иностранным словом fusion скрывалось несколько музыкально-временных пластов. Это и сплав украинской народной музыки с современным композиторским словом (фрагмент сюиты «Исповедь волшебных струн», соло на бандуре Романа Гринькива), и объединение нежного, тембрально насыщенного звука украинской бандуры с замечательным армянским дудуком («Дуэт-импровизация» Гринькив—Костандян). Кстати, дудук по-кавказски филигранного, талантливого музыканта Костандяна в дуэте с бандурой виртуоза Гринькива, звучал совершенно естественно, свежо и чарующе. И, наконец, в заключение «бандурного блока» — практически лаунжевая украинская народная песня для бандуры и камерного оркестра «Що то за предиво» (аранжировка Ивана Тараненко). В ней оркестр, бандура и саксофон (Александр Москаленко) слились в безупречный музыкальный «коктейль» из завораживающей, прозрачной музыки, фантастической ансамблевости и фееричного исполнения солистов. Вообще многие из тех, кто впервые услышал Гринькива в этом концерте, говорили, что никогда не представляли, что так может звучат бандура.

В финале концерта — в «Посвящении Астору Пьяццоле» Владимира Зубицкого — для фортепиано и камерного оркестра совпали искрометный талант композитора и вкус дирижера к режиссуре, примененный для симфонической музыки. Их обоюдное понимание современного исполнительского искусства, способного зажигать любого слушателя, здесь слилось в едином джазовом ритме, передалось оркестрантам, которые не только играли, но даже пели, пританцовывая.