UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУЗЕИ — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ

Эта история началась с зависти. Всесильный Людовик XIV позавидовал своему министру финансов Николя Фуке и на долгие годы упрятал несчастного в тюрьму...

Автор: Елена Раскина

Эта история началась с зависти. Всесильный Людовик XIV позавидовал своему министру финансов Николя Фуке и на долгие годы упрятал несчастного в тюрьму. С тех пор многие французские историки считают, что Железная маска — вовсе не брат-близнец короля, как полагал Александр Дюма, а суперинтендант финансов и обладатель великолепнейшего дворца в Во-ле-Виконте Николя Фуке. Именно дворец в Во вызвал наибольшую зависть Короля-Солнца — да такую сильную, что при постройке Версаля над Людовиком словно нависал призрак Во-ле-Виконта. Король всячески пытался превзойти Фуке, создавшего у себя в Во одно из архитектурных чудес света. В результате сложилось парадоксальное мнение, что Версаль — лишь слабое подобие Во-ле-Виконта.

К концу XIX столетия дворец в Во пришел было в упадок, но тут на сцене появился меценат и промышленник Альфред Сомье, который купил Во-Ле-Виконт и превратил его в один из наиболее выдающихся частных музеев Франции. Конечно, Сомье восстанавливал Во-ле-Виконт не только для Франции, но и для себя, но благодаря его стараниям выиграла именно belle douce France, получившая в подарок восхитительный дворцово-парковый комплекс.

Пример Альфреда Сомье и его наследников, включая нынешнего владельца дворца, правнука Сомье Патриса де Вогюэ, далеко не единичен. Во Франции, конечно. Здесь богатые семьи нередко берут на себя заботу о каком-нибудь приходящем в упадок памятнике старины, не дожидаясь, пока это сделает государство. Примеров тому множество. Вот, скажем, история другого музея, расположенного в историческом центре Парижа.

Музей романтической жизни (Musee de la vie romantique) посвящен в основном Жорж Санд (Авроре Дюпен-Дюдеван). Здесь можно увидеть ее знаменитейшие портреты, фамильные драгоценности семьи Дюпен, восходившей к красавцу-маршалу Морицу Саксонскому, которого словно яблоко раздора некогда оспаривали две будущие российские императрицы — Анна Иоанновна и Елизавета Петровна, рукописи, ноты и письма.

Но Жорж Санд отнюдь не жила в этом доме: она лишь охотно навещала хозяина особняка, художника и скульптора Ари Шеффера. У Шеффера, впрочем, бывали в гостях и другие светила романтического движения в искусстве — Делакруа, Шопен, Лист. Приходил сюда и Иван Сергеевич Тургенев. А теперь во дворе особняка, ставшего музеем, охотно попивают кофе не лишенные романтизма туристы.

Кусты роз, посыпанные гравием дорожки, крохотные кофейные столики, очаровательный двухэтажный особняк-музей, как жемчужина в раковине, спрятанный за своей оградой, — все это стало, как говорится, достоянием нации. И опять же благодаря семье меценатов.

Ари Шефферу повезло с наследниками. Они гордились тем, что особняк на улице Шапталь некогда был сердцем и центром романтического движения, и решили продолжить эту великолепную традицию. Благодаря усилиям дочери художника Корнелии Шеффер Маржолен, потом его внучки Ноэми — дочери Эрнеста Ренана, особняк превратился в частный музей. Затем внучка блистательной госпожи Жорж Аврора Лот-Санд завещала особняку на улице Шапталь вещи и портреты бабушки, разместившиеся ныне на первом этаже музея, а на втором наследники Ари Шеффера поместили картины этого замечательного художника.

Долгие годы особняк на улице Шапталь был частным музеем и только в 1983 г. стал собственностью города Парижа. Но начиналось все отнюдь не с усилий государства по сохранению дома, а всего лишь с благородного поступка одной семьи.

Конечно, и у Украины были подобные семьи — к примеру, сахарозаводчики Терещенко. Но сейчас традиция частных музеев, увы, утеряна. Музеи жалуются на отсутствие средств и шепотом клянут государство, а оно отнюдь не спешит удовлетворять все их нужды. «Новые украинцы» тоже не торопятся брать инициативу в свои руки. Так мы шаг за шагом теряем свое прошлое.

Где же вы, украинские Альфеды Сомье, Патрисы де Вогюэ и Корнелии Шеффер? Риторический вопрос, конечно. Да, у нас охотно скупают антиквариат, но не спешат устраивать на дому частные музеи. Впрочем, можно оправдаться тем, что пока налицо лишь процесс первичного накопления антикварного капитала. Стало быть, потом, когда наши «новые украинцы» обрастут не только вещами, но и культурой, и традициями, ситуация может измениться в лучшую сторону. Но уже сейчас нашим меценатам стоит отправляться «на стажировку» во Францию. Там ведь есть чему поучиться — хотя бы теории и практике частного музейного дела. Учитесь, господа!

На фото: дворец-музей Во-ле-Виконт.