UA / RU
Поддержать ZN.ua

МУНИСипальное искусство

В PinchukArtCentre — выставка «Экспертиза», которая представляет гранда современного искусства бразильца Вика Муниса...

Автор: Ольга Клингенберг

В PinchukArtCentre — выставка «Экспертиза», которая представляет гранда современного искусства бразильца Вика Муниса. Это именно тот редкий для Украины случай, когда в приоткрытую миру форточку залетают артзвезды первой величины.

Украинский культпотребитель, к сожалению, мало что знает о мировых тенденциях contemporary art. И для него творчество фотохудожника, запечатлевающего портрет Маяковского, выложенный черной икрой, — прекрасная увертюра сложной симфонии под названием «современное искусство».

Бриллиантовые портреты кинодив — Катрин Денев, Роми Шнайдер, Софи Лорен. Уорхоловская Джоконда из джема. Медуза Горгона из кетчупа и спагетти. Игрушечный солдат из… игрушечных солдатиков. Или окончательно ошеломляющий огромный диптих «Аталанта и Гиппомен», выложенный из мусора Рио-де-Жанейро, который Мунис создал в своей огромной мастерской, чтобы сразу после фотодокументации разрушить. Таков метод художника, завоевавшего признание в середине 90-х серией портретов бедных детей Кариб, которых Мунис создал из сахара. Вата, пыль, булавки и нитки, шоколад и горчица — все, что может интерпретировать тот или иной образ в голове Вика Муниса, сначала становится картиной, а потом фотографией.

Выходец из бедной бразильской семьи Вик Мунис теперь резидент Нью-Йорка и национальная гордость. В 2001 он удостоился чести представлять Бразилию на 49-й Венецианской биеннале. А его удивительные и одновременно теплые ироничные работы отметились в главных мировых музеях современного искусства — нью-йоркский Moma или лондонская галерея Tate. Претендующий на престижность в подобной сфере PinchukArtCentre пригласил к сотрудничеству артдиректора Клер Стеблер — куратора Центра современного искусства в Париже. Выставка Муниса при участии известного украинского искусствоведа Александра Соловьева стала ее первым проектом. Его цель не только конспективно количеством 50 работ ознакомить украинцев с мировыми брендами, но стать первой ласточкой большой, если так можно выразиться, образовательной программы, выходящей за рамки узкоколейного художественного андеграунда, которым так или иначе грешит современное искусство в Украине.

Что же до Муниса, то на открытии на него с равными симпатиями взирали и профессионалы, и любители, и экс-президент страны Леонид Кучма, и Виталий Кличко, и участники уличных перформансов группа «Пенопласт». Это определенно художник, который умеет нравиться без лишних заискиваний. По собственному признанию Вика Муниса, сверхзадача последних 20 лет его работы — расширение границ современной фотографии и живописи. А главное, предложить реципиенту новый ключ к пониманию искусства. Вик Мунис: «В то время, когда цифровые медиа становятся все более эластичными и красноречивыми, наша способность «потреблять» изображение развивается в приблизительном соотношении к нашей неспособности понимать их. В то время как визуальная грамотность все еще считается чем-то, что идет из викторианской эпохи, а наши школы совсем не оборудованы для того, чтобы внедрять программы и приобщать людей к обучению распознавать и понимать визуальные мессиджи, роль художника, который может посеять зерна новой дисциплины, становится куда как актуальной».