UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мумба-юмба на спуске

Известный английский ученый и путешественник ХІХ века Давид Ливингстон, описывая свои путешестви...

Автор: Олег Смаль

Известный английский ученый и путешественник ХІХ века Давид Ливингстон, описывая свои путешествия по непролазным дебрям и речкам Центральной Африки, анализирует жизнь туземцев: можно дни напролет лежать под пальмами, созерцая как пролетают в синем небе белые тучки и в Замбези бултыхаются бегемоты. Исследователь сравнивает этот образ жизни с суетой Старого Света и делает вывод, что погоня цивилизованного мира за призраком успеха не имеет ни на йоту больше смысла, нежели мирное общение африканцев с родной природой.

Но времена проходят. Взгляните на наши надземные и подземные торговые ряды — джунгли вместе со своей живностью и идолами уже подступают к нашей двери. То, что ранее фигурировало только на детских площадках и в магазинах игрушек, пробивает себе путь во взрослые забавы. Витрины кишат слонами, обезьянами, жирафами, различными ненашенскими божками с кольцами в носу и без колец. Кажется, что весь экваториально-тропический пояс земли работает на украинский рынок сбыта.

Впрочем, мы как всегда отстаем от мира на сотни полторы лет. Расцвет колониализма в ХІХ веке завалил Европу образцами наивного, но искреннего искусства порабощенных народов. Можно не сомневаться, что истоки кубизмов, экспрессионизмов, примитивизмов лежат где-то там, в верховьях Нила.

Как с этим нашествием изделий из черного, красного, железного и других экзотических деревьев нам бороться? Правильно. Клин клином вышибают. Наше старое доброе академическое образование, смешанное с ориентальными и шаманскими течениями, дает вполне конкурентоспособные образцы. В галерее «Триптих» открылась выставка молодых художников Александра Смирнова и Анастасии Подеревянской. То, что люди эти не напрасно ели хлеб, учась сначала в Республиканской художественной школе, а со временем — в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, заметно сразу. Александр специализируется на скульптуре, которой присуще скорее влияние саванны, нежели нашей лесостепи. Материалы — подкрашенные дерево, гипс. Впрочем, без сомнения, автор вполне успешно может работать с любой материальной основой. Возможно, это чистый субъективизм, но когда мы семьей ходим по выставочным залам, одним из тестов на художественные произведение является то, хотели ли бы мы их видеть в собственном доме. Все работы Александра Смирнова получили пометку «плюс». Украина как молодое колониальное государство (не век же быть самой колонией) уже распространила щупальца своих интересов на близкие и неблизкие территории. Так что явный привкус Востока в работах Анастасии Подеревянской, возможно, является не только препарированием сказок «Тысячи и одной ночи», но и результатом просмотра телевизионных новостей. К счастью, арабский мир в живописи нам не конкурент по прозаической причине — ислам не поощряет создание на полотне живых существ. Впрочем, то, что предлагает на суд зрителей Анастасия, нельзя причислить к живописи в классическом понимании этого жанра. Да и основой является не ткань, а хорошо обработанные доски (без трещин). Произведения достаточно насыщены информацией, рассматривать их можно долго, не раздражаясь слишком причудливыми аллегориями. Автор работает и в холодной и в теплой гамме цветов, но довольно пастельной, без агрессии. Мне жаль лишь настоящих мертвых отечественных жучков и мотыльков, вкрапленных в работы. Может, они и вредители, но мне их все равно жаль. Надеюсь, их смерть во имя искусства не дело рук художницы.

P.S. На лотке перед галереей продают чучела крокодилов. Наверное, нильских. Или, может, уже имеются днепровские?