Вот уж воистину «Многие знания, многие печали»… Если бы не знали мы всего, что происходило в нашей истории, воспринимали бы комедию Корнейчука непосредственно, на уровне доброго украинского юмора. А так ведь нет, ищем подтексты, стараемся проследить второй план, провести параллели, ощутить ассоциации. Благо, что театр предоставляет эти возможности в полной мере. Спектакль Театра на Подоле невольно сравниваешь со знаменитым франковским, с незабываемыми Дмитрием Милютенко и Юрием Шумским в главных ролях. Но в тех Часныке и Галушке виделись прежде всего яркие сочные характеры. В нынешних же лидерах «своей линии жизни» через историческую призму проглядываются символы времени. На этом сравнения, пожалуй, можно и закончить. Потому что полярно противоположные задачи этих двух, далеких друг от друга, спектаклей. В спектакле украинских корифеев все было правдоподобно. Наши современники из Театра на Подоле решили сыграть во правдоподобие. И сделали это талантливо и убедительно.
Переосмысленное правдоподобие начинается со сценографии (художник И.Лещенко). Тем, кто тоскует по реалистическому театру, тут - отдохновение души. Вообще-то порядком надоели эти условные формы авангардного искусства, где черт знает что обозначает черт знает где. В спектакле «В степях Украины», для которого приспособили пространство галереи «Лавра», все реалистично. Натуральные хаты, настоящие деревянные столы и лавки, глечики и ведра, антикварные патефоны и фотоаппарат. На бутафорских деревьях в листьях краснеют яблоки, а из тропинок в траве под ногами взлетают облачки пыли. Герои едят настоящую картошку, пьют самогонку (не настоящую), по-настоящему моются, носят тяжелые мешки, огромные молочные бидоны. И в довершение всего - маршал Буденный выезжает на муляже лошади в натуральную величину.
Ирония, тонко воплощенная в сценографии, продолжается в костюмах персонажей, их внешней характеристике и завершается, естественно, игрой актеров.
Помост посредине сцены - своеобразный центр села: это и главная дорога, и «місток через греблю», и межа на лугу. Но основная мысль прочитывается просто - это та линия, которая разделила жизненный круг на две неравные части, оставив на половине колхоза «Тихе життя» ухоженную белую хатку с аккуратным подворьем, а половина колхоза «Смерть капіталізму» - явила собой сколоченный наспех деревянный дом с дырками в крыше. И пусть столом здесь служит накрытый куском полотна ящик, а стульями - молочные бидоны, красное знамя осеняет все это «благополучие».
Наверно, как никогда раньше стала ощутима в нашей сегодняшней жизни эта разделительная линия, когда, тесно переплетясь - вроде вместе и в то же время уже нет, существуют голодные и агрессивные Часныки и умиротворенные, уверенные в себе Галушки. Поэтому вопрос «ответственного шофера», обращенный к Галушке: «Неужели так хорошо живете на одни трудодни?», вызывает здоровый смех не только Галушки, но и зрителей в зале, которые имеют возможность прочувствовать остроту этого вопроса на собственной шкуре. А Филимон Довгоносик - этот «новый украинец», одетый с иголочки и знающий рецепт «цветущей жизни»? Приходится удивляться дальновидности Корнейчука, который в истоках характеров своих персонажей увидел будущих хозяев жизни. А может, он просто писал о том, что его окружало в то время, а эффект созвучности дню сегодняшнему создали артисты, серьезно играющие ироничное правдоподобие? Так или иначе, идея работает. И замечательный актерский ансамбль во главе со своими предводителями Галушкой (А.Игнатуша) и Часныком (А.Пархоменко), талантливо реализуют фейерверк оригинальных режиссерских придумок В.Малахова, который во всех своих спектаклях покоряет образностью сценического мышления.
Финал спектакля - всенародный праздник - апофеоз безумного похода «в полный коммунизм». Так в лихорадочном стремлении успеть приспособиться к быстрым переменам власти и событий Галушка переименовал свой колхоз. Но и это не спасает его. Всех, правых и виноватых, верных и предателей, смоют в вечность реки крови. Последний аккорд спектакля - развернувшееся и закрывшее оставшегося на сцене Галушку кроваво-красное полотнище со знакомым всем портретом и знакомой цифрой - 1937. Жизнь превратила комедию в трагедию. И спектакль не получился только смешным. Но однозначность, мне кажется, не интересна таким мастерам, как коллектив Театра на Подоле. В искусстве, как и в жизни, одно не может существовать без другого, все тесно переплетается, как переплелись над забором, разделившим дворы, ветви груши и яблони из садков Галушки и Часныка.
Еще долго не избавиться нам от призраков прошлого, и хорошо, если современные зрители почувствуют и поймут иронию правдоподобия, сыгранную артистами в найденных театром украинских степях.