UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МОЯ ЖИВОПИСЬ — ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО МОЛОКА»

5 марта 2003 года в Национальном художественном музее Украины открылась выставка, ретроспективный в...

Автор: Марьяна Мигаль
«Соединение и неба, и земли», 1992 г.

5 марта 2003 года в Национальном художественном музее Украины открылась выставка, ретроспективный вернисаж полотен заслуженного художника Украины, лауреата Национальной премии Украины им.Т.Шевченко, лауреата премии им.Василя Стуса Андрея Антонюка. В экспозиции более 80 полотен, представленных в трех залах. Они разные по тематике, времени написания, но все посвящены городу детства художника — Богополю.

Персональные выставки и работы художника экспонировались как в Украине, так и за ее пределами — в Венгрии, Чехии, Канаде, США, Израиле и других странах. Но не всем известно, что путь Андрея Даниловича к признанию был непростым. В начале 70-х годов его обвиняли и в национализме, и в том, что в его произведениях присутствуют религиозные мотивы. Стиль Антонюка запрещали, а его творчество окрестили «неофольклоризмом».

Его полотна воспроизводят многостолетнее мировоззрение украинской нации, это синтез верований, мифологии, фольклора. Канвой у А.Антонюка служат украинские изобразительные традиции монументального искусства, иконописи.

Каждая эпоха создает свою систему фантастических образов, символов, в основе которых лежит представление о смысле бытия. Создал свою систему образов в искусстве и А.Антонюк, изобразив окружающую действительность в символах, знаках, порой аллегорически, иногда комично. Одним из средств изображения и художественного постижения действительности для художника стало обращение к мифам, к Богу. Как и Пикассо, он наделил свой мир чем-то мистическим, сказочным и в то же время очень светлой, животворной духовной энергией. Темы и сюжеты его полотен — это мысли и чувства, двигающие его рукой. Сюжеты органично вплетаются в состояние души автора, в отношение к миру, еще в детстве сформированное в нем бабушкой, которая воспитывала внука в духе «православия, любви к ближнему, молитве, созидании добра так, чтобы левая рука не знала, что делает правая…» Так и несет он эти вечные ценности через всю свою жизнь.

Андрей Антонюк родился на Покрову, в с.Богополь (ныне часть г.Первомайска), что на Николаевщине. В крае, подарившем Украине многих талантливых людей: выдающегося поэта Мыколу Винграновского, заслуженного деятеля искусств Украины И.Булавицкого, С.Сенкевича, писателя Е.Маланюка. Отсюда вышел и великий еврейский писатель Шолом-Алейхем, также любивший свою малую родину.

Именно в Богополе прошли юные годы А.Антонюка. Тут он рос и познавал мир. Из девяти домов на ул.Спартака только один был украинским — дом Антонюков. Остальные — еврейские. Учился художник в единственной украинской школе, находившейся на улице, названной в честь еврейского классика Шолом-Алейхема. Это уже, как говорит А.Антонюк, «начало хохм моей жизни». Еврейская культура, юмор этого народа всегда были рядом. И это влияние не могло пройти бесследно. «Я благодарен Богу, что еврейская маца была в моем доме, а наша пасха была в доме соседей». Жизнь не раз доказывает, что между простыми людьми не бывает межнациональной вражды, что народная стихия искренняя и братская, а распри, как правило, провоцируют сильные мира сего.

Философия творческого поиска художника масштабна — от трогательных картин родной своей степной ауры он погружается во времена средневековья, античности. На картинах А.Антонюка очень часто можно увидеть героев и рыцарей «золотой эпохи». Он как будто разговаривает с ними, старается глазами людей той эпохи посмотреть на наш сегодняшний день. С помощью кисти и красок Антонюк сумел передать на своих полотнах высокий дух тех людей, «умевших посмеяться над собственной слабостью, гордыней, суетой и возвыситься в деяниях своих к высокому, Божественному назначению человека на земле». И в этот мир его привела сельская школа. «У нас была уникальная библиотека в школе, где я мог взять и прочитать «Гулливера», Бенвенуто Челлини. У нас не было ни компьютеров, ни «Гарри Поттера», но была классика всемирной литературы. Вся эта классика вошла в меня с детства, все это прошло через мое сердце».

Это и есть та «глина созидания», из которой лепится настоящая личность. Такие моменты не могли не дать ребенку толчок к «космическим элементам», к духовному ощущению мира, перешедшему на его полотна.

Свою выставку мастер выстроил в триединстве. В творчестве каждый художник исповедует то, что ему наиболее дорого, что составляет суть его жизни, основу философского видения мира. Именно поэтому выставка создана как Богопольское триединство. «Покрова на Богополе» — это картины «Соединение и неба, и земли», «Лампада на Синюхи», «Гиля, гуси, гиля», посвященные М.Винграновскому. «Мистерии на Богополе» — «это мистерии мои Богопольские. Это действительно мой сон, который я тут нарисовал, мои мелодии, мои спектакли, мои боли». Картины «Ясновидящая», «Благословляющая», «Эзоп» и др. Третья часть выставки «Шолом-Алейхем на Богополе» — это и «Хайкина хата» и «Фира», «Шолом на Богополе», «Дон Кихот» и так далее. Все эти работы посвящены любимому учителю и наставнику художника — Льву Михайловичу Острожскому. «Мы были счастливы, что у нас был такой преподаватель, прошедший школу всемирно известных мастеров, это было действительно какое-то счастье и Божий знак... Тот первый толчок дал он. Пусть ему на небе за меня будет радостно».

Как хорошо, если тебе повезло с твоим родом, близкими. Если в твоем окружении есть человек, сформировавший крону твоего древа судьбы. Это золотое сечение твоей нравственности, золотая сердцевина, которая будет духовной опорой всей твоей жизни. Такими для А.Антонюка были его учитель и его семья. Бабушка вывела его на «узкую дорогу» веры в Бога, с которой он не сворачивает всю свою жизнь. Именно о своей бабушке художник вспоминает с особой благодарностью и трепетом. «Тогда были трудные времена. Сейчас все могут спокойно праздновать Пасху и другие христианские праздники. А с нас в школе снимали пионерские галстуки, если мы ходили колядовать. А в церкви стояли три женщины, среди которых — моя мама и бабушка. Нас воспитывали, что Бога нет. А дома бабушка всегда говорила: «Ты там в школе арифметику слушай, а другому я тебя буду учить. А если будешь таким, как Павлик Морозов, сама тебя выгоню на мороз». Не только его духовный мир сформировала эта верующая женщина. Она передала ему и свои гены творчества, свой талант к рисованию. Как шутит художник сегодня, «баба Маланка у меня была главным художником в роду: печку разрисовывала цветочками, хату сажей подводила ровненько; потом мне хотелось уже сделать что-то свое». Действительно, из зернышка вырастает колос, из желудя — исполинский дуб. И та ровненько подведенная хатка, те цветочки на печи трансформировались через поколение в великие мистерии Андрея Антонюка.

Мастер находит сюжеты из жизни своего народа, того народа, среди которого вырос. Поэтому персонажами полотен А.Антонюка становятся потомки реестрового и низового казачества, герои и рыцари «золотой эпохи», а также местечковые богопольские евреи. Во всех этих образах присутствует библейский дух. «Бог дал возможность познать Христа и быть крещеным, я познал и эту сторону вечности. Живи так, будто это твой последний день, и так, словно впереди у тебя вечность. В вечном пространстве космоса наши деяния вечные. Поэтому у меня нет страха перед смертью и проблемами жизни. Я верю, что испытания жизненные нам посланы с небес, и за эти капли лучшего, что мне удалось сделать, я обязан испытаниям».

Живопись стала для мастера целым таинством, это «песня и радость». Все работы, как говорит художник, создавались на протяжении всей жизни, а написаны быстро. «Но нужно было прожить эту жизнь». Художник безупречно овладел карандашом, кистью и чувством цвета, создал свою, неповторимую манеру, которую сложно втиснуть в какую-то сложившуюся дефиницию, рамки или границы. «Моя живопись — это продолжение материнского молока». Каждая картина выполняет «различную миссию: или смеяться, или плакать, или рассказывать, или учить. И поэтому подходить к ней нужно с разным настроением, и ты получишь, как на причастии, нужную тебе энергетику...»

Поэтому, когда смотришь на картины А.Антонюка, ты не просто наслаждаешься прекрасными произведениями искусства, ты ощущаешь на себе потоки животворной энергии. Ощущаешь свое присутствие в сюжете картины, в «разговоре» автора с вечностью. Ты как будто погружаешься в его галактику духовности, прикасаешься сердцем к его собственному созвездию, в которое хочется долго и радостно вглядываться, как во что-то таинственное и вместе с тем очень близкое тебе и понятное, от чего исходит небесное сияние...