Киевлянин Владлен Кузнецов и москвич Владимир Двинский не первый год работают вместе. Их последняя работа, недавно представленная зрителям в киевском Доме кино, называется «Жила-была Одесса». Это продолжение темы, начатой ими давно и посвященной «уходящей» культуре идиш. Но если в картине «В субботу я — король» прослеживалась история людей, живших в местечковых городках, то новая картина, как это видно из названия ее, полностью посвящена Одессе, ее настоящим, но в большинстве бывшим обитателям. Следует отметить верность теме и авторам постоянного продюсера этих фильмов Владилена Арсеньева (Москва).
Жанр ленты авторы обозначили так — документальная мелодрама, и посвятили ее нашим мамам и бабушкам. Камера идет за Владимиром Двинским в старые одесские дворики, притягательные своими воспоминаниями, но почти лишенные былого колорита интернациональной семейственности — ведь многих уж нет, другие разлетелись в разные уголки земли и обустраивают мини-Одессу в Израиле или на Брайтоне. И там, а не в «Гамбринусе» или на пыльно-зеленой одесской улице, вспоминает атмосферу родного города готовая и сегодня в бой ученица Столярского, снайпер, обосновавшаяся теперь на Гудзоне. Или поет песню о Бене Крике Анна Малкин.
Прекрасное Порто Франко, основанное Де Рибасом, стало колыбелью многих гениев, подарив небу и морю, музыке и литературе своих сынов и дочерей. Мне особенно близок этот фильм, потому что моя мама, одесситка по рождению, была ученицей знаменитого Петра Столярского, из школы которого вышли Давид Ойстрах и Эмиль Гилельс, Павел Коган и Буся Гольдштейн. Ах, каким длинным может быть этот список!
В нашем доме хранится семейная реликвия — программка первого сольного концерта выпускницы класса профессора Столярского Изабеллы Митаур, который должен был (и как это ни странно звучит — состоялся) пройти 22 июня 1941 года в Большом зале Одесской филармонии. Так для мамы началась война, а потом она продолжила учебу в Свердловской консерватории, куда эвакуировался ее учитель, позвавший ее за собой. И моя юная мама со своей скрипочкой успевала не только учиться в голодном и холодном Свердловске, но и ездить с концертами на фронт, где в самом конце войны встретила свою судьбу. Потом она редко бывала в Одессе, разве что гастрольные ветры заносили ее туда. А ее бабушка, моя прабабушка, ни за что не хотела покидать родной город, не веря, что потомки Гете и Баха способны убивать. И совсем как в фильме, выданная дворником погибла в концлагере.
Бродят герои картины по Одессе «в поисках утраченного». Алик Афнаут с Привоза одаривает улыбкой и россыпью неповторимого юмора, мастерски разделывая рыбу. Ефим Ярошевич на своем балконе вспоминает интеллигентские посиделки. Потомственный сапожник Саша воссоздает вместе с авторами зарисовки одесской жизни, ставшей уже историей. А журналисты с писателями «заседают» в «Гамбринусе», отдавая дань любви Одессе своими воспоминаниями. Они, эти воспоминания, смешные и трагические, добрые и щемяще-горькие.
А над всем этим довлеет центральный образ картины — одесская таможня, забитая громадными клетчатыми сумками и людьми, от стариков до младенцев, которые уезжают навсегда. Неужели так выглядит исход? Пытаясь разобраться в этом, авторы фильма проявляют такт, художественный вкус, нежное уважение к своим героям и чувство меры. И я подумала, что для моего сына эта картина будет еще одним напоминанием об истории его рода, наряду с семейными воспоминаниями и реликвиями.