UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Моя країна — Україна": география плюс анимация

Подошла к финишу работа над проектом "Моя країна - Україна": 26 серий анимационных фильмов, созданных молодыми творцами рассказывают ту или иную сказку, историю, легенду, связанную с определенным местом на карте Украины.

Автор: Екатерина Константинова

Подошла к финишу работа над проектом "Моя країна - Україна": 26 серий анимационных фильмов, созданных молодыми творцами рассказывают ту или иную сказку, историю, легенду, связанную с определенным местом на карте Украины. За три минуты (столько длится каждый фильм) зритель увидит прекрасную сказочную анимационную географию определенного места нашей страны. К сожалению, ни один рейтинговый украинский телеканал пока не проявил интереса к столь актуальному сегодня проекту.

Среди разных сюжетов цикла "Моя країна - Україна" и маленькие зрители, и те, кто постарше могут на свой вкус выбрать занимательные сюжеты. Вот, например, фильм "Мелитополь" (режиссер О.Карпус) поведает историю о том, как был основан знаменитый город, какие легенды и мифы связаны с ним. А, сюжет "Чорнозем" (режиссер С.Коваль) поведает легенду о селе с таким же названием. Это село находится в черниговской области. Авторы вводят в свои истории образы путешественников по стране Сашка Лірника и Кота (который в украинском фольклоре зовется Кіт-воркіт). Еще один город - Борщив - в фильме С.Коваля "Казочка про місто Борщів". Здесь зрители узнают, как у каждой хозяйки появился свой оригинальный рецепт борща. Есть в этом цикле мини-фильмы - "Умань", "Петриківка", "Чорне озеро", "Сонячний камінь", "Писанкова історія"… В сюжете "Таки Одеса" (режиссеры О.Мушенко и М.Мурашко) герои Кіт и Лірник попадают в город у Черного моря и оказываются на концерте известного джазового музыканта. Производство проекта осуществляла анимационная студия "Новаторфильм", организованная при участии известного украинского аниматора Степана Коваля (создатель нашумевшего во всем мире фильма "Шел трамвай 9-й номер").

- Это достаточно трудоемкий проект, ведь каждая трехминутная серия создавалась около полугода разными творческими составами из 6–7 человек, - рассказывает руководитель проекта "Моя країна - Україна" Степан КОВАЛЬ. - Работа шла четыре года - с 2009-го по 2013-й. Бюджет формировался очень давно. Потом еще некоторое время мы ждали начала финансирования… Можете вспомнить, какой курс доллара был в 2004-м. И как резко он подскочил во время кризиса. По нашим законам, да и согласно практике любых других стран, после того как смета подписана, ее уже не пересматривают. Вот и вышло так, что в момент составления сметы это была одна сумма, а в момент начала финансирования и завершения проекта, учитывая все кризисы и дефолты, сумма была совершенно другая.

- Как выходили из ситуации?

- Просто работали. Параллельно зарабатывали рекламой, участвовали в других проектах. Ведь эти мультфильмы хотелось завершить, нашей команде все было очень интересно. Как и планировалось, "Моя країна - Україна" стала хорошей стартовой площадкой для участвовавших в ней молодых режиссеров, художников, декораторов, аниматоров. Сегодня наши пионеры работают на разных студиях Украины.

- Вам помогали спонсоры?

- Честно говоря, нет. Да мы и не особо занимались поиском спонсоров. Многим олигархам проще купить бочку бензина, тут же ее продать, и на разнице купить две бочки бензина, вы понимаете, как это выгодно… Анимационное кино - очень долговременное вложение средств, часто измеряется не прибылью в денежном эквиваленте, а результатом воспитания целого поколения. Особенно мультфильмы-короткометражки, которые все любят смотреть и которые обладают очень низким потенциалом возврата вложенных средств.

В самом начале мы должны были вкладывать свои деньги и как-то выживать с этим проектом. И мы не хотели останавливаться, замораживаться, как принято на государственных студиях, потому что уже начал формироваться творческий коллектив, стали приходить молодые, пылкие творческие ребята. Они говорили, мол, давайте, мы будем делать, только предоставьте нам возможность. И мы им эту возможность пытались предоставить. Мы не пытались и не могли сказать: "Нет, мы замораживаемся, денег пока нет - ждите!". Тогда это был бы чересчур долгий проект, который и сегодня вряд ли был бы закончен.

Впрочем, это обычная практика откладывания финансирования на большой или маленький срок.

- А какие сюжеты в рамках цикла вы лично выделили бы с точки зрения оригинальности задумки?

- Как я уже говорил, "Моя країна - Україна" - оказалась стартовой площадкой многим режиссерам, художникам-аниматорам. Поэтому каждый сюжет оригинален, большинство сценариев написаны самими авторами. Наш популярный сказочник Сашко Лірник (именем которого, с его согласия, и назвали главного героя) очень помог нам - написал нам восемь сюжетов, но далее мы сочиняли истории своими силами или заказывали другим сценаристам.

Был этап, когда объявили конкурс сценариев. И, таким образом, двигались дальше. Но героев в сюжетах мы не меняли - это Сашко Лірник и его кот.

Так что сказать, какая из 26 серий оригинальна больше, а какая меньше - сложно. Все обладают определенным потенциалом и энергетикой, все интересны. Это фильмы-эксперименты, они объединены одной темой и технологией - пластилиновой анимацией. Здесь как объемные куклы, так и барельефные. Чего только не выдумывали! Но выделять какой-то особый фильм - не могу, предоставлю это сделать зрителю.

- А сколько приблизительно пошло пластилина на 26 серий проекта?

- Много! Наверное, если взять весь сериал, то получится огромный контейнер пластилина. Это приблизительно. Мы несколько раз пригоняли из Испании мини-автобусы полностью заполненные пластилином. Ведь материал, с которым мы работали - экологически чистый, не токсичный, не вредный для детей. Почему иностранный пластилин? В нем определенная эластичность. Именно такая, которая и нужна для анимации.

- Какие серии создали именно вы?

- Я участвовал в 5–6 фильмах. Это "Чаша Ярослава", "Чернозем"… Остальные создавались молодыми режиссерами, в первый раз решившимися попробовать сделать анимационное кино. Ведь наш проект - это сказки, легенды, словом, истории, завязанные на артефактах. И все это связано с какими-то определенными местами Украины - селами, полями. Я еще раз открыл для себя Украину, ведь любая ее точка обладает своей историей. Даже на пустом поле когда-то что-то происходило. И это оказалось настолько интересно - соединять исторические факты, легенды и сказки в единое целое под названием фильм!

Каждый мультфильм - история одной местности Украины, одного города.

Сначала мы хотели делать по одной серии из каждого региона Украины. Но, как я уже сказал, в Украине большой дефицит сценариев и сценаристов… нам не хватило способностей, чтобы действительно сделать один фильм по каждому региону. Поэтому и выбирали по принципу: "интересная история", "не интересная", повлияло из какого региона молодой автор родом. Есть области, о которых мы сняли по два фильма, а есть те, которые пока в ожидании. Но в ближайшее время планируем восполнить этот пробел и продолжить проект.

Так как сценарного материала накопилось столько, что хватило бы и на 50 серий…

- Проявляют ли интерес телеканалы к проекту, ведь именно сейчас тема объединения страны, как никогда, актуальна?

- Пока такого интереса не ощущается. Пытались еще летом разместить проект на телеканале "Интер". Телеканал согласился, но руководство Госкино было против. Ходили по другим каналам - "Украина", "1+1". Там тоже не было какой-либо заинтересованности, отвечали: "У нас нет детской рубрики!" Сейчас написали письмо "Громадському телебаченню", ждем ответ.

- Обращались ли вы лично к конкретным политикам с просьбой поддержать проект, чтобы он как можно быстрее дошел до зрителя?

- Как вы себе это представляете? Нам что нужно выходить с микрофоном на площадь и кричать: покажите наши фильмы! Да, есть некий механизм обращения - через Минкульт. И это определенная процедура. Но нам был дан четкий ответ: никому это пока не интересно, а любая наша инициатива нарушит права правообладателя этого сериала, то есть Госкино.

Мы поставили себе задачу показать сериал зрителю. Появилась надежда, что в Госкино нам подпишут лицензию, дающую возможность заниматься дистрибуцией проекта, все что сможем - сделаем, а так сериал почти год пролежал на полке.