С 17 по 28 июля с.г. состоится Московский международный кинофестиваль. Детище советской эпохи, он рождался дважды, всякий раз долженствуя засвидетельствовать перед всем миром ее величие. И что же: иногда удавалось. Впервые — в марте 1935 года — в смотре участвовало 15 стран. Среди фильмов была будущая классика: «Последний миллиардер» Рене Клера, «Пансион Мимоза» Жака Фейдера, «Хлеб наш насущный» Кинга Видора, мультипликация У.Диснея. Впечатляла и программа хозяев: «Чапаев» братьев Васильевых, «Юность Максима» Г.Козинцева и М.Трауберга, «Крестьяне» Ф.Эрмлера, «Новый Гулливер» А.Птушко. С тех пор повелась традиция — хозяева и их политические друзья побеждают. Впрочем, традиции и вообще продолжение у того фестиваля не предполагались. Для СССР в области кино он был тем же, чем для Германии в следующем году в области спорта стала берлинская Олимпиада: выкидышем тоталитаризма.
Хрущевская «оттепель», как известно, предоставила киноискусству более благоприятную среду обитания, и второе рождение ММКФ в 1957 году оказалось удачным. С той поры — раз в два года, а нынче — в девятнадцатый, неизменно, как бой курантов, он, слава Богу, «имеет быть». Художественный уровень победителей в конкурсе в эти годы колебался разительно: от бесспорных шедевров, вроде «Голого острова» К.Синдо и «Восьми с половиной» Ф.Феллини, до официозного советского кича, который и вспоминать-то тошно. Помпезность и гигантомания (до полутора сотен стран-участниц!) в эпоху «перестройки» были отринуты. На свалке почил и идеологический механизм, двигавший «колесики и рычажки» советских фестивалей. Между тем финансовый фактор, их сменивший, оказался не менее суровым. Прошлый, восемнадцатый, ММКФ до самых последних недель перед открытием оставался под вопросом — не было денег.
И вот, выживший из социализма, ММКФ в год столетия кино вновь собирает гостей. Его новый генеральный директор — известный актер А.Абдулов — уже давно рекламирует солидный валютный бюджет мероприятия и обещает мировой уровень. Международное жюри должен возглавить также красавец-киноактер — звезда американского кино и оскароносец Ричард Гир. Отборочная комиссия во главе с авторитетным киноведом Мироном Черненко составила конкурсную программу из двух дюжин картин, куда украинская, к сожалению, не вошла. Кроме этого состоится ряд информационных и тематических просмотров, ретроспектив. Во внеконкурсную программу «Неизвестное кино СНГ» Украина приглашена с фильмами «Шамара» Н.Андрейченко, «Певица Жозефина и мышиный народ» С.Маслобойщикова и «Ведьма» Г.Шигаевой. Почетными гостями станут режиссеры К.Муратова, М.Кац, М.Беликов, О.Фиалко, А.Роднянский, актрисы Р.Недашковская, В.Заклунная, Н.Ильина и другие. В интеллектуальный блок программы войдет международная конференция по проблемам реставрации и творческой реконструкции кинопроизведений, где, в частности, пойдет речь о восстановлении фильма Александра Довженко «Прощай, Америка!». Уникальные материалы по этой незавершенной в свое время постановке везет в Москву замечательный киновед, хранительница архивов и исторической памяти украинского кино Татьяна Деревянко.
«ЗН» предполагает достаточно подробно освещать ход ММКФ и осмыслить его итоги. Следите за дальнейшими публикациями!