Зал Дворца «Украина» неистовствовал. Оркестровая яма, по случаю концерта группы «Браво» открытая для доступа публики и превращенная в танцплощадку, нет, скорее в вольер для молодняка, визжала, топала и дергалась в такт зажигательным битовым ритмам песен. Время от времени какая-нибудь из особо экзальтированных девиц, подсаженная приятелями, пыталась взобраться на двухметровый барьер, отделявший битком набитый вольер от сцены, но бдительная охрана вежливо пресекала чрезмерные проявления восторга. А «пижоны из Москвы» во главе с солистом Валерием Сюткиным элегантно, с легкой самоиронией вели свой концертный корабль по волнам ритмов и сквозь шквалы оваций.
Нынешний имидж «Браво» с уходом экстравагантной Жанны Агузаровой несколько изменился, стал демократичнее, менее пижонистым, что ли. Но общий стиль — яркая рок-н-ролльная мелодика, тексты без привычной у многих эстрадных исполнителей пошлости, исполнителей без отрепетированной, натужной имитации энергетики — остался тем же, светлым и обаятельным.
В общении ребята из «Браво» оказались простыми и вполне коммуникабельными, не подверженными «звездной» болезни. Мы разговорились с композитором группы Евгением Хавтаном.
— Женя, вы приезжали к нам в Киев меньше года назад, давали концерт по случаю десятилетия группы «Браво». Но, насколько я знаю, группа была создана раньше?
— Да, мы появились в 82-м году, но как группа со своей концепцией созрели несколько позже. Тогда были всякие проблемы, нас не пускали на сцену, потому что надо было «литовать» тексты в отделе культуры. Но, пожалуй, нам было все-таки проще, чем другим, мы еще исполняли старые битовые песни, на которых выросли: «Черного кота» и «Последнюю электричку», например. Все равно, нас уже неплохо знали «фаны», а дорога на экран была нам закрыта. Только в 86-м году Алла Борисовна пригласила нас участвовать в концерте в фонд Чернобыля, и нас начали показывать по телевидению.
— Много ли изменилось в группе за эти десять лет?
— Менялись люди, программы, а «Браво» все равно собирает аншлаги. Сейчас к нам вернулись те, кто начинал десять лет назад. Это Павел Кузин — ударник, саксофонист Александр Степаненко. На трубе играет Сережа Бушкевич, а басист у нас новый — ленинградец Ашман. В таком составе мы сейчас и работаем, записали новый альбом — «Дорога в облака», который показывали сегодня.
— Я так понимаю, Женя, что идейную основу «Браво» закладываете вы?
— Я пишу музыку, выдаю всякие идеи, концепции, — да, я всем этим занимаюсь.
— Но на сцене вы не так заметны, как ваш лидер и солист Валерий Сюткин.
— Я пишу музыку, которая нравится людям. Пластинки расходятся громадными тиражами, меня это вполне устраивает.
— Я обратил внимание на стихотворную основу ваших песен...
— Стихи для нас пишут несколько поэтов, наших друзей. Часть текстов Валера написал, часть — Вадим Степанцов, а над новым альбомом с нами работал Сергей Патрушев.
— Степанцов — это тот, который «куртуазный маньерист»?
— Да, он и другие «маньеристы» пишут куртуазные, т.е. любовные, стихи в весьма ироничной манере. Нам это весьма близко. Кроме того, у него есть своя эстрадная группа — «Бахыт-компот».
— А вы не пытались работать с ним вместе?
— У нас есть идея совместного проекта. Думаю, что-нибудь сделаем вместе обязательно.
— Сейчас в шоу-бизнесе появились всякие объединения, группировки. Вы с кем-то из них сотрудничаете?
— Мы сами по себе, как тот черный кот. У нас нет никаких покровителей. Ни продюсеров, ни каких-то структур в шоу-бизнесе, которые бы нас поддерживали. Мы принципиально ни в каких кланах не участвуем. Это трудно, но зато ты сам себе хозяин. Что хотим, то и поем, и никто нам не указ.
— Телевидение по тридцать раз на дню показывает клипы эстрадных звезд, а кое-кто еще и в рекламе мелькает, к примеру, якобы изучает английский по учебнику Илоны Давыдовой. А вот у «Браво» практически нет никакой рекламы...
— Я считаю, что лучшая реклама — это наши песни. Этого вполне достаточно. Можно сделать какую угодно рекламу, но если нет хорошего песенного материала — она не поможет. Только вызовет досаду и отвращение. Меня радует то, что в Киеве у нас всегда полный зал.
— Чтобы сейчас попасть на телевидение, говорят, надо много заплатить?
— Раньше, чтобы показаться на экране, надо было дать взятку. Сейчас мы платим официально, если хотим попасть в престижную программу. Все артисты делают это. Заплатил деньги — тебя показали. Ну, есть друзья и знакомые, которые делают это просто потому, что им нравится «Браво». Но больше мы любим просто выступать в залах, где есть контакт со зрителями. Кстати, выступления в ночных клубах, куда нас тоже приглашают, не приносит таких денег, как многие думают. Просто если мы в Москве, то не отказываемся. Но в таких залах, как «Украина», выступать, конечно, приятнее. Сюда приходит наш зритель, те, кто хочет попасть и кто может попасть. Заплатить пятьдесять долларов за вход в ночной клуб могут не все, а тем, кто приходит, часто безразлично, кто сегодня в меню: «Браво» или, скажем, Алена Апина.
Тут к нам подошел Валерий Сюткин, солист группы.
— Валера, «Браво» без Агузаровой было вначале как бы и не «Браво». Как вам все-таки удалось найти общий язык с группой, вписаться в нее?
Сюткин: — Ну, сработались. Написали вместе с Хавтаном много песен, сделали с группой, навыступались.
Хавтан: — Это просто два наших разных периода. Жанна ушла из группы, пришел Валера. Жанна почему ушла? Да нет, без конфликтов, все нормально было. Просто каждый артист в какой-то момент хочет самореализоваться. Жанна своеобразный человек, это было ее право.
— О, когда мы приглашали Агузарову, это была сплошная «сдача крови», — вмешался в разговор Александр Шварцбург, один из директоров театра «Академия».
— Вы не приехали в Киев 4 марта на объявленный концерт из-за похорон Влада Листьева? Одна газета писала, что вы были с ним друзья?
Сюткин: — Мы были знакомы, как люди, которые бывают на телевидении. Я даже принимал участие во «Взгляде», давно это было, но отношения у нас оставались дистанционно-профессиональными. Как, к примеру, и с Игорем Николаевым. То, что мы попросили перенести концерт, — это просто дань уважения Владу Листьеву.
(Комментарий Шварцбурга: — Мы полностью понимаем скорбь о Владе Листьеве и скорбим вместе со всеми. Но отмена концерта и огромные неустойки за аренду зала и так далее поставили наш театр «Академия» на грань разорения. По сути, нам пришлось все оплачивать дважды. Мы просили «Браво» войти в долю наших неожиданных затрат и хоть немного снизить гонорар. Увы, группа на это не пошла... Хорошо, что нас не оставили наши постоянные партнеры: фирма «Промис» и «Юнэксбанк».)
В разговор вмешался один из охранников Дворца «Украина», давний поклонник группы «Браво», очень эмоционально воспринимавший общение со своими кумирами:
— Мы охранники, да? Как вы относитесь к охране? Потому что после концерта Маши Распутиной нас раскритиковали очень сильно, мол, такие-сякие, кого-то там не пропустили к Маше.
Сюткин: — Я хочу сделать комплимент сегодняшней охране. Обычно, чего греха таить, есть определенные пережимы. Когда организовывались службы охраны, эти ребята, видимо, почувствовали вкус власти. Тут нужно вот такую грань найти, когда есть порядок — и в то же время не поломать людям удовольствие. Сегодня, как комплимент, скажу: я не заметил, чтобы охрана мешала людям. Мы вас прекрасно понимаем, у нас были такие курьезы, когда зрители, вроде бы любящие тебя, ведут себя, скажем, кое-как. Мы оказывались на сцене, чуть не закопанные в танцующих, прыгающих зрителях, какие-то девочки подлетают, мешают работать, путают провода... Мы понимаем, что профессионалу виднее со стороны: можно пропустить на сцену вот эту девочку с цветами или лучше все-таки тормознуть.
— А вы знаете, как там Агузарова на «диком Западе»?
— Жанна собирается скоро приехать в Москву, мы давно хотим записать с ней свои новые песни. Может, и в Киев заедем.