UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОРИС БЕЖАР: СЕНСАЦИЯ ЛЮБВИ

Морис Бежар - выдающийся балетмейстер XX века, безумный авангардист-экспериментатор, неуемный фонтан творческой мысли, скандально-эпатажная поп-звезда и гений мирового балета - в Украине...

Автор: Наталия Зубарева

Морис Бежар - выдающийся балетмейстер XX века, безумный авангардист-экспериментатор, неуемный фонтан творческой мысли, скандально-эпатажная поп-звезда и гений мирового балета - в Украине. Поистине эпохальным событием для нас стали нынешние гастроли в Киеве известной балетной труппы «Bejart Ballet Lausanne».

Впечатление от первых кратких встреч - брифинга в аэропорту, пресс-конференции - передать нелегко. Ведь рядом - легенда во плоти! Знакомое до боли лицо, мефистофельский профиль, цепкий, пронизывающий взгляд, меткие фразы, точно сформулированная мысль... Именно таким я его и представляла. И только голос, живой, негромкий, мягкий, был чем-то новым и неожиданным для восприятия.

Как правило, подобные блиц-встречи, организованные для журналистов, увы, не дают возможности нарисовать полный портрет гостя такого высокого ранга, каким является Морис Бежар. А оцепенение перед Личностью, ставшей уже при жизни почти культовой, неумолимо сокращает отведенное время...

К счастью, организаторы любезно предоставили возможность побывать на уроках и репетициях труппы, взглянуть на ее жизнь изнутри, наблюдать, как работает прославленный мастер.

Каков же он на самом деле, непостижимый Морис Бежар?

«Я хореограф, потому что ничего другого не умею», - любит он повторять эту свою шутку. Я же уверена, что он может все. Прочтите внимательно написанную им книгу «Мгновение в жизни другого» - и вы поймете, почему я так думаю.

Морис Бежар родился 1 января 1927 года в семье философа из Марселя. Решающую роль в том, что он стал танцовщиком, по его мнению, сыграла африканская кровь (как у Дюма и Пушкина), которой он обязан своей прабабке по линии отца, уроженке Сенегала. Ни своим обликом, ни сложением мальчик для балета категорически не подходил и вызывал ужас своих учителей. Наперекор всему он, однако, стал танцовщиком, но не танцовщиком-классиком, а ДРУГИМ, не академическим, свободным, открытым, создал свой неповторимый театр танца. Бросая вызов консерватизму и снобизму, царившим в Европе в 40-50-е годы, Бежар преодолел заскорузлые вкусы и нравы общества, обрел единомышленников и вместе с ними прорвался к новым горизонтам хореографии. Это было безумно трудно. Как только не измывались над Бежаром! Называли чокнутым, скандальным, разнузданным, откровенно насмехались над ним... А он упорно продолжал свое дело, погружаясь в стихию танца.

«Я - лоскутное одеяло. Я весь - из маленьких кусочков, кусочков, оторванных мною ото всех, кого жизнь поставила на моем пути».

Любые встречи в жизни Бежара - неслучайны, значимы. Стравинский и Дали, Мария Казарес и Кабуко Тамасабуро, Нино Рота и Пьер Булез, Федерико Феллини и «дзенский» наставник Тайсэн Дэсимару - это только начало списка его друзей. В перечне коллег, партнеров и исполнителей его хореографии - Серж Лифарь, Галина Уланова, Ролан Пети, Жанин Шарра, Марго Фонтейн, Хорхе Донн, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Майя Плисецкая, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Сильви Гийем...

С самого детства Бежар стремился стать режиссером, так как считал это более увлекательным, нежели быть актером. Свои первые постановки он осуществлял в детской «труппе», состоявшей из его братьев и сестер. Первое соло в настоящем театре запомнилось ему на всю жизнь: выпавший из яблока Червяк - туго спеленутый Бежар - ползет по сцене... Среди наиболее значительных произведений начинающего балетмейстера можно назвать «Симфонию для одного человека» - балет-исповедь на музыку П.Шеффера и П.Анри (год его создания - 1955-й стал, по утверждению автора, годом рождения Бежара-хореографа).

В 1960 году Морис Бежар принял предложение директора брюссельского театра «Де ла Монне» Мориса Гюисмана обосноваться в Бельгии. Хореографу предоставлялась возможность создать свою балетную труппу и быть при этом на полном муниципальном обеспечении. Казалось бы, после всех мытарств и непонимания это можно почесть счастьем. Не тут-то было! Непокорный и свободолюбивый Бежар и тут соригинальничал: согласился, оставив за собой право на свободу творчества и передвижения. «Нет ничего более парализующего, чем долгосрочные контракты, законный брак и покупка мебели в кредит», - заявил он. Так появился на свет «Балет XX века», молва о котором очень быстро разнеслась по всему миру. Будучи интернациональной по составу исполнителей, труппа Бежара на протяжении двадцати семи лет оставалась представителем бельгийского искусства. Именно в это время появились знаменитые балетные постановки Бежара: «Весна священная», «Свадебка», «Жар-птица», «Байка про лису», «Петрушка» (с участием Владимира Васильева), «История солдата», «Concerto en re» - все на музыку Игоря Стравинского, «Болеро» Мориса Равеля, «Зеленая королева» Пьера Анри, «Девятая симфония» Людвига ван Бетховена, «Ромео и Джульетта» Гектора Берлиоза, «Песня странствующего подмастерья» Густава Малера (с участием Рудольфа Нуреева), «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Чайковского (с участием Хорхе Донна), «Айседора» (с участием Майи Плисецкой), «Жизнь» на музыку Иоганна Себастьяна Баха (с участием Жана Бабиле), «Саломея» Рихарда Штрауса, «Мальро, или Метаморфоза богов» на музыку Бетховена и Хьюго Ле Бара, «Кабуки» (при участии токийского балета)...

В 1987 году Морис Бежар решил перебраться из Брюсселя в швейцарский город Лозанну, где его боготворили и боготворят поныне. В Лозанне он открыл свою вторую школу - «Рудру», которая основывается на тех же принципах, что и созданная им ранее первая школа - «Мудра». Лозаннская труппа Бежара сменила название на «Bejart Ballet Lausanne». Сейчас в ее составе 32 артиста самых различных национальностей, средний их возраст - 22-23 года. Все они воспитаны в единой манере и могут исполнять сольные партии. Звездой «Bejart Ballet Lausanne», а с недавнего времени и заместителем директора является ведущий солист труппы Жиль Роман, который работает с Морисом Бежаром уже двадцатый год.

«Труппа Бежара всегда современна, ибо состав ее часто меняется, - поделился со мной своими мыслями педагог-хореограф Азарий Михайлович Плисецкий (брат Майи Михайловны), в прошлом солист Большого театра, более десяти лет ведущий уроки по классическому танцу в этой труппе. - Каждый год в нее вливаются новые силы. Желающих пройти по конкурсу много, но не все себе представляют, что такое Бежар. Ведь у него своеобразная лексика, он много экспериментирует, и танцовщикам с чисто классическим образованием трудно к этому приспособиться».

Программа гастролей труппы «Bejart Ballet Lausanne» в Киеве была насыщенной и объемной - мы увидели шесть хореографических произведений великого мастера, созданных в разное время. Одноактные опусы «Болеро» М.Равеля (1961), «Жар-птица» И.Стравинского (1970), «Адажиэтто» Г.Малера (1974), «Барокко бельканто» на музыку эпохи барокко (1997), несколько фрагментов из новых сочинений Бежара - «Игорь и я» И.Стравинского (1994), «Шелковый путь» на музыку турецкую и монгольскую (1999) и, наконец, мировая премьера балета «Шинель» Хьюга Ле Бара по хорошо известной нам повести Н.В.Гоголя - каждый из представленных нам спектаклей уникален, каждый достоин серьезного и обстоятельного обсуждения. Нельзя, конечно, сказать, что мы получили полное представление об особенностях и динамике развития стиля Бежара, его школе танца, его уникальном театре. Еще бы, ведь «за кадром» осталось более 200 балетов! Но все, продемонстрированное 72-летним метром на протяжении трех вечеров на сцене Национального дворца «Украина», поражало мощным созидательным зарядом, излучало добрый свет любви.

Как передать впечатление, оставленное увиденным? Нам открылся целый мир, космос, галактика... Нет, все эти образы кажутся тривиальными и затертыми. Вот оно что: мы на миг приоткрыли бездну, имя которой - Морис Бежар.