Куратор Леся Хоменко объединила религию, рефлексии на ситуацию с высшим профобразованием в Украине и современное искусство. В результате чего получилось просто хорошее искусство.
Выставок в Киеве нынче открывается множество. На любой вкус. Даже летом. И практически всем (а в первую очередь галерейным, т.е. небольшим, камерным проектам) не хватает нормальной осознанности. В дефиците не только зрители, которые бы пришли, увидели и сходу победили могучим интеллектом заложенные художниками и кураторами "смыслы" и подтексты. Но, увы, и сами хорошо подготовленные кураторы и художники, которые могут выдавать на-гора рефлексию чуть менее примитивную, чем у собак Павлова.
Кураторский проект Леси Хоменко "Перекрестное море" - удивительно приятное исключение из общего правила. Да и Voloshyn Gallery, галерея современного искусства Макса и Юлии Волошиных, презентовавшая эту выставку шести молодых художников - студентов Kyiv Academy of Media Arts (KAMA), место само по себе примечательное, в киевском контексте.
Волошины едва ли не единственные среди соотечественников-коллег постоянно участвуют в мировых арт-ярмарках и биеннале, а в последние годы вполне успешно закрепляются на рынке США. Кроме того, галерея постоянно открывает новые имена молодых украинских художников, а не довольствуется давно раскрученными арт-звездами. Каждое лето в выставочном помещении на ул. Терещенковской проходит Summer Show - своеобразный фестиваль молодых авторов. В этот раз галерея отдала предпочтение "Перекрестному морю".
"Сам хвилюється - й інших хвилює", можно переадресовать известную фразу о Мыколе Хвылевом уже и выставке, и ее куратору. (Леся Хоменко - одна из основательниц арт-группы Р.Э.П. и объединения Худрада, номинант премии PinchukArtCentre Prize в 2009, 2011 и 2013 гг. и Future generation art prize в составе группы Р.Э.П. в 2012 г., лауреат премии Казимира Малевича 2012 и 2016 гг.). По сути, воспользовавшись метафорой моря, Хоменко при помощи уникальных работ своих учеников создала универсальный, глубокий интертекст. В основу которого положены идеи и традиций, и новаторства.
Рассматривая традиционное художественное образование в Украине на современном этапе, а также религиозные идеи в принципе, куратор сотоварищи одновременно деструктурируют, "критикуют" их. Тем самым "очищая" от всего мусорного, "лишнего", что успело прирасти к первоначальной их "чистоте" и внести дисгармонию.
По словам куратора, и ее саму, и молодых художников-участников, да и многих зрителей удивила целостность получившегося "общего" высказывания. "Словно работы - хор, где разные голоса выводят общую мелодию".
Это как раз и есть самое явное доказательство удачности воплощения кураторской концепции, где и общая (философская) подоплека, и художественный материал не просто присутствуют в принципе, но и прекрасно сочетаются между собой, и сумма всех частей превосходит каждую по отдельности.
Kyiv Academy of Media Arts объединяет студентов из разных творческих вузов, желающих получить современное художественное образование. А Хоменко вот уже пять лет преподает там современное искусство.
"Наш курс ориентирован на ребят, у которых уже есть практика, и которые хотят разобраться, как создается актуальное, критическое искусство, - говорит куратор. - Я стараюсь дать им инструментарий, научить критическому мышлению, чтобы в итоге каждый мог развивать "свой" творческий метод, искать свой путь, свой язык в искусстве. Мои студенты - все разные, не похожи ни друг на друга, ни на меня. Шестерых юных участников проекта (а это Лука Басов, Богдан Бунчак, Катерина Лисовенко, Кристина Мельник, Богдан Мороз и Женя Степаненко) объединило критичное отношение к устаревшей системе художественного образования в Украине. И - что совсем уже нетипично для современных молодых людей - религиозность".
Так, поиски Богдана Бунчака - это один из самых заметных авторов "Перекрестного моря" - замешаны на православной теологии. К примеру, свою работу "Место" (в экспозиции представлен фрагмент произведения, простыня с надписью на церковнославянском "И обрете место и успе тамо") он создал во время "схимы" на резиденции в Клементовице, одновременно вдумчиво читая Иоанна Лествичника. А закрыв медными листами (вместо окладов) бумажные, величиной в ладонь, иконы Христа Спасителя в своем 12-частном проекте Patres Ecclesiae, Бунчак использовал канонические иконописные приемы для создания критического высказывания. "Непостижимым же называю не то, что Бог существует, но то, что Он такое. Ибо не тщетна проповедь наша, не суетна вера наша; и не о том преподаем мы учение. Не обращай нашей искренности в повод к безбожию и к клевете, не превозносись над нами, которые дознаються в неведении!" (Святитель Григорий Богослов. Слова. 28.13:1-48).
Сразу несколько авторов выставки (Лука Басов, Кристина Мельник) получают высшее худобразование в мастерской сакральной живописи Нацакадемии изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА). Их работы представляют собой деконструкцию традиционных (для нашей худакадемии и заодно соцреализма как канона) постановок - композиций из манекенов и драперий (драпировок).
Кристина Мельник вместо голов-бюстов очередных древних греков рисует головы-камни. (К слову, во время обучения в НАИИА девушка отказалась следовать классической программе вуза, сославшись на то, что исследует стиль барокко, а тот в принципе отрицает кодификацию).
В безымянной постановке Катерины Лисовенко натурщик позирует с закрытым балаклавой лицом, в мешковатом камуфляже. Тем самым художница "деконструирует" традицию и сакральних изображений, и реалистическую, требующую отменного знания анатомии.
"Волны" - взаимные референции, цитаты, аллюзии, реплики "Перекрестного моря" - множатся, поднимая настоящую бурю. Как пишет сама куратор Леся Хоменко, "на выставке встречается не только церковное с десакрализированным, но и старозаветное с новозаветным, православное с протестантским, фиктивное с оригинальным".
В протестантской традиции, в отличие от других коллег-гребцов по "Перекрестному морю", творит и существует Богдан Мороз. Его перформансы перекликаются со службами в протестантской церкви. А вредную привычку скрипеть зубами во сне художник переосмысливает в контексте "скрежета зубовного".
Обращение совриска к религии - сегодня не исключение, а уже скорее общее место украинской арт-сцены. Александр Сухолит создает цикл "Иконы". Совсем недавно в Киеве Анатолий Криволап представил авторские росписи действующей православной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Илья Чичкан - и тот, почуяв конъюнктуру, "троллил" украинских "правых" выставкой "икон" с обезьянами вместо святых. Но критического осмысления закономерностей бытования "сакрального" в современном секуляризированном мире до сих пор у нас не случалось. И вот - наконец.
Большой, замечательный плюс проекта-исследования Леси Хоменко и ее соавторов, соратников-молодых художников - это еще и отсутствие даже намека на то, что называется "оскорблением чувств верующих". Как и сама вера авторов выставки - искренняя, хотя и далека от ортодоксии. А динозавра - худакадемию с ее морально устаревшими еще в 1980-х методиками преподавания - никто тоже даже не думает оскорблять и пинать, так сказать, персонально. Все логично: inter arma silent Musae (когда говорят пушки, музы молчат). Шум и прочая "суета сует" только отвлекают от главного - от богопознания, а иными словами - от размышлений о смысле жизни.