С 24 октября по 10 ноября в Украине проходил IV фестиваль польской культуры. Впервые такой фестиваль состоялся в 1996 году во Львове, толчком к чему послужила потребность презентовать, условно говоря, художественные достижения польского меньшинства в Западной Украине. С тех пор подобные мероприятия проводились каждые два года. В этот раз фестиваль принимали уже в нескольких городах — во Львове, Киеве, Харькове и Одессе, — представив не только любительские коллективы украинских поляков, но и пригласив художников, режиссеров и дирижеров из Польши. К его организации были привлечены министерства культуры Польши и Украины, всевозможные городские и областные администрации, Национальный союз художников Украины, а также театры и концертные залы, принимавшие фестиваль. Как и с самого начала, координатором всего действа был Роман Ревакович, президент фундации Pro Musica Viva, организовавшей фестиваль совместно с Федерацией польских организаций в Украине, Обществами польской культуры Львовщины и Харькова и одесским отделением Союза поляков Украины.
Одним из интригующих моментов фестиваля — в этом году, как, например, и в 1996-м — стало приглашение высококлассных художников из Польши, занимающихся актуальными формами искусства. Скажем, для участия в первом Фестивале польской культуры был приглашен самый известный польский композитор и дирижер современности Кшиштоф Пендерецкий, который тогда дирижировал хором Краковской филармонии, исполнившим его «Польский реквием».
В этом году фестиваль в Киеве открылся выставкой Мирослава Машлянко «Скульптура» — одна огромная инсталляция из травы и воска разместилась в холле Дома художника на Львовской площади. Презентовал «Скульптуру» куратор выставки Юрий Онух, директор Центра современного искусства при НаУКМА. Господин Ревакович, комментируя приглашение Мирослава Машлянко на фестиваль, сказал: «Мирослав Машлянко — современный актуальный художник, и я знал, что его искусство не только вызывает интерес среди интересующихся польской культурой, но и расширит аудиторию». Приехав в Киев, Мирослав Машлянко начал работу над своей инсталляцией за пять дней до состоявшегося 4 ноября открытия выставки. Каждый раз, работая над абстрактными монументальными инсталляциями, Машлянко творит в контексте конкретного помещения, сочетает свое видение формы с уже имеющейся пространственной конфигурацией. Здесь — это легкая ажурная структура, по форме напоминающая вазу высотой около 6 м, которая «родилась» за те несколько дней до официального открытия. На первый взгляд инсталляция, которую сам автор желает называть скульптурой, чрезвычайно хрупка, но на самом деле вы даже можете ее коснуться, чтобы почувствовать устойчивость и основательность структуры. Машлянко строит по правилам плетения корзины или плетня — довольно надежное переплетение волокон, в данном случае скрепленное пчелиным воском. О своей работе автор говорит, что «...это определенное воплощение объединения противоположностей: монументальности и хрупкости. Я всегда работаю с естественными материалами, такими, как камень, дерево, трава, поскольку эти материалы мне ближе и больше соответствуют моему мировосприятию. А эта скульптура — способ соединить несоединимые вещи».
Несмотря на участие высококлассных профессиональных художников, главной целью фестиваля является знакомство с самодеятельными польскими коллективами, созданными и существующими в Украине. Естественно, качественное, актуальное искусство привлекает большое публичное внимание, таким образом освещая и деятельность любительских групп. Если вас заинтересовала выставка Машлянко, организованная в пределах Фестиваля польской культуры, то часть этого интереса распространится, представьте себе, и на коллектив польского народного танца из городка N. Следовательно, профессиональная выставка становится здесь локомотивом, подтягивающим на более высокий уровень все события, связанные с фестивалем. Это кажется политически мудрым шагом для пропаганды форм искусства, пользующихся традиционно невысоким спросом. Остается лишь удивляться, почему украинские культурбюрократы до сих пор этого не поняли и все еще полагаются на народную вышивку в качестве средства продвижения украинской культуры...
Кроме уже упомянутой выставки, в Киеве Фестиваль польской культуры представил несколько театральных спектаклей, среди которых «Ивона, принцесса Бургундская» Гомбровича в постановке режиссера Веслава Рудзкого в исполнении драматического театра им.Заньковецкой из Львова и «Мама, или Невкусное произведение в 2-х действиях с эпилогом» Виткацы в постановке Збигнева Наймолы в исполнении киевского драматического театра им.Франко. Как отметил господин Ревакович, важной частью фестиваля этого года было сотрудничество между польскими институтами и художниками и украинскими профессиональными организациями, как, например, приглашение польского режиссера для работы с труппой киевского театра. К тому же во всех городах-участниках состоялся целый ряд концертов по тому же принципу сотрудничества.
Хотя участие профессиональных групп, естественно, вызывало наибольший интерес, нельзя обойти вниманием и любительские коллективы. Среди них театральная сцена-студия «Галициана», молодежный театр «Бай» и целый ряд хоров и музыкальных коллективов. Приглашение известных, профессиональных художников и групп, в частности, внимание к современной культуре, помогло сконцентрировать публичное внимание и на польской любительской художественной деятельности в Украине.