UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОЛОДЫЕ ШУТЯТ ВСЕРЬЕЗ

Фестиваль «Молодость» дает уникальную возможность наблюдать весь творческий путь режиссера с его первых шагов в кино до вполне зрелых работ...

Автор: Юрий Зелинский

Фестиваль «Молодость» дает уникальную возможность наблюдать весь творческий путь режиссера с его первых шагов в кино до вполне зрелых работ. Одни из них прошли все иерархические ступени от студенческого фильма до полнометражной картины. Другие — канули в Лету, так и не подтвердив свой, порой многообещающий, дебют. Из «Молодости» вышла целая плеяда талантливых режиссеров: Вадим Абдрашитов и Александр Рогожкин, Франсуа Озон и Юрий Мамин. И этот список можно продолжать. Из отечественных режиссеров в первую очередь нужно говорить о документалистах: Сергее Буковском и Александре Роднянском, с именами которых связан взлет украинского документального кино 80—90-х.

Естественно, ожидали появления новых, перспективных имен и на нынешнем фестивале. Они были, но меньше, чем хотелось бы. К сожалению, в полной мере оценить весь спектр студенческого кино было невозможно: из тридцати заявленных на фестиваль студенческих работ практически половину (!) так и не показали. А ведь именно студенческое кино вызывает наибольшее оживление: те, кто сегодня его делает, скоро, как знать, будут формировать приоритеты, тенденции и моду мирового кинематографа. Но, увы... Из-за внезапно возникших проблем, как заявили организаторы, с растаможиванием фильмов, студенческую программу пришлось смотреть, повторюсь, в значительно урезанном виде.

Отдельно хочется остановиться на украинских работах. Уже давно кинофакультет института им. Карпенко-Карого в плачевном состоянии, почти умирает. Его годами не финансируют, или финансируют в размере 10—20 процентов от общих нужд. Неожиданное «переселение» кинофакультета привело к потере важных объектов учебной киностудии. А нынешнее существование на базе студии «Укркинохроника» «без прописки» в течение трех лет и вовсе поставило его «вне закона». Возможно, в порядке моральной компенсации дипломы и премии фестиваля получили его студенты. Ученики Михаила Ильенко, по совместительству одного из членов жюри. Может, этим хотел подчеркнуть, что вопреки всему факультет функционирует, и довольно успешно? Интересно, не испытывают ли чувства неловкости сами члены жюри? Наши фильмы были сняты на черно-белую «Свему». С этой отличительной чертой удручающей нищеты украинского студенческого кино, похоже, все уже как-то свыклись. А между тем работы наших студентов не принимают для показа на престижных кинофестивалях. Просто технически невозможно демонстрировать эту «оригинальную эстетику».

Фильм студента кинофакультета института им. Карпенко-Карого Владимира Дощука «Плохой, злой и еще злее» больше всего напоминает одну из не выпущенных серий «Масок-шоу». Такая себе эксцентричная пародия на ковбойский фильм. Работа Катерины Коваль «Весной» — это жизнеописание украинского села: пожилая пара, земля, на которой они живут, ветер и дождливая весна. Неплохое звуковое решение картины, — на фоне серой жизни стариков даются вроде бы обычные, но смешные комментарии и песни по радио, — видеоряд же значительно слабее. Немного жалости, немного стеба, немного продовженковской поэтичности и претензий на модернизм. Не имея четкой оси, она распадается на отдельные фрагменты. Ни в коем случае не хочу обидеть наших молодых режиссеров, ведь снять в Украине фильм — уже подвиг. Без всякого преувеличения. А будь у тех же Катерины Коваль и Владимира Дощука хотя бы элементарное финансирование со стороны родного кинофакультета, то фильмы, думаю, были бы совсем другие. Не обязательно лучше, ведь по большому счету важна идея. Между прочим, проблемы с финансированием существуют и в других странах. На свой фильм «Разочарование» режиссер Мануэль Штрох (Германия) потратил три тысячи марок личных денег. Еще три тысячи дала киношкола. Фильм сделан в черно-белой стилистике, которая подчеркивает потрясение молодого человека, увидевшего свою любимую, целующуюся в парке с другим. Девушка сообщает ему о сестре-близняшке, которую тот и видел. Комический эффект достигается пародией на любовное немое кино начала века.

В основу фильма третьей нашей участницы в студенческой программе Марины Кондратьевой — положена история конкретной семьи, мужа и жены, проживших вместе 66 лет. Иван, как и герой Габриэля Гарсиа Маркеса (намек на некую параллель заложен уже в названии картины) прожил долгую насыщенную жизнь. Фильм сделан из фрагментов документальных хроник, иллюстрирующих рассказ о жизни семьи. Текст «Ста лет в поисках одиночества» намеренно упрощен, что по замыслу режиссера, наверное, должно было увеличить эффект от визуального ряда. На мой взгляд, у авторов аналогичного по стилистике российского фильма «Семейные хроники» это получилось лучше. В 1997 году у Кондратьевой уже был диплом фестиваля за фильм «Сегодня». Немного странная практика — в номинацию «Первое студенческое кино» привлекать режиссеров по нескольку раз. Ведь это ставит в заведомо неравные условия их и действительно дебютантов. Но тут сыграло свою роль то, что свою дипломную работу Марина Кондратьева делала за свои деньги. И деньги по украинским меркам немалые. Приблизительная смета фильма составила 4 тысячи долларов, из них большая часть ушла за архивные материалы «Укркинохроники».

История пожилых людей легла в основу еще одной фестивальной картины — «Квартира», в которой рассказывается о мужчине и женщине, соседях по лестничной площадке, тайно влюбленных друг в друга. Они украдкой следят друг за другом и позволяют себе невинные розыгрыши. В финале картины они, естественно, будут вместе. Очень добрый и смешной фильм южнокорейского режиссера Луна Кима.

Итальянский фильм «Монна Лиза» рассказывает трагическую историю сторожа автосвалки и девушки, которую отдали ему под надзор. Фильм сделан очень динамично и смотрится на одном дыхании. «Квартира», «Монна Лиза», «Библии» Адама Филлипса — каждый из этих фильмов уже нашел своего зрителя. Во многих странах на студенческие работы есть спрос и на них вполне можно сделать деньги. Пусть и небольшие, но достаточные для окупаемости их производства. Покупают их местные дистрибьюторы и запускают в кинотеатрах в «довесок» к различным полнометражным картинам. Тут возникает интересная ситуация, звучащая как насмешка над украинскими студентами. Чем больше смета студенческого кино, тем лучше, тем охотнее его берут в прокат.

Российский фильм «Чистый понедельник» Марины Мигуновой основан на произведениях Бунина, перенесенных в современную Россию.

Иранское кино заметно прогрессирует в последние годы. Доказательство тому награды в Каннах и на других престижных фестивалях. Правда, тематика их в силу объективных причин довольно однообразна. О чем фильм Али Реса Амини «Радуга», сказать сложно. О том, как девушка познает своего любимого? О стране, в которой она живет? О ее каждодневных радостях и печалях? Наверное, тут всего понемногу. Кстати, в стране, где наложено вето на освещение кинематографом политических и большинства социальных тем, выпускается до... 500 короткометражек ежедневно. Для сравнения: в Украине их производится, страшно сказать, почти в 100 (!) раз меньше.

Грань между студенческим кино и короткометражным очень прозрачна. Одинаковый метраж, молодость и соответственно схожесть восприятия авторами жизни и кинематографа. Так что разделение их по разным номинациям не мешает фильмам «кочевать» и получать призы не в «своих» номинациях. Поэтому, написав о студенческих работах, не могу обойти стороной короткометражные. Их было значительно больше, чем студенческих. Фильмы самые разные: комедии, большинство — с черным юмором, мелодрамы и драмы, детективы и психологические ленты. Практически отсутствовало (что удивило) так называемое авторское кино. В основе сюжета большинства фильмов — аллегория, достаточно прямолинейная, и никакого Каракса, горячо любимого и вовсю цитируемого студентами.

Фильм немецкого режиссера Берда Гейбера «Ночная нянька» стилизован под древнегреческий спектакль. Нянька аристократки клянет свою госпожу за убийство ее детей, совершенное из-за ненависти к их отцу. Эффект достигается благодаря монологу няни, растянувшемуся на все 28 минут фильма. Нечто подобное можно наблюдать в итальянской картине Джованни Аркаджелли «Просто прогулка». Только монолог его главного героя-дирижера — музыкальный. Гуляя по улицам и вглядываясь в людей, он ассоциирует их с разными мелодиями и музыкальными инструментами.

«Четвертованный на рассвете» немца Норерта Кейля — великолепная «черная комедия». Смех вызывает чудовищная утрированность ситуации.

Канадский фильм «Невтерпеж» — философское напоминание о том, что в туалет лучше ходить вовремя, в противном случае последствия могут быть самыми плачевными, вплоть до... сотрясения мозга.

Вообще тема туалета обыгрывалась и другими режиссерами. Массимо Капелли даже фильм свой назвал «Туалет». Это шумная комедия о людях, которые на вечеринке заходят в туалет. Только там они чувствуют себя естественно и становятся собой. Сильный монтаж, отличительная черта итальянских фильмов, и тут был заметен сразу.

Фильм «Эхо» бельгийского режиссера Фредерика Рулье-Галла рассказывает историю пожилой пары (она — слепая, а он глухой). Шумовое и визуальное окружение — они едут в поезде — навевают воспоминания о том периоде, когда они были покалечены физически и психологически. Но вот ему сделали операцию и он слышит. Только свой мирок, в котором они жили, уже не вернуть. «Дальше будет» шведского режиссера Линуса Тунстрома — кино в стиле модных молодежных картин «Беги, Лола, беги», «Карты, деньги, два ствола»: три напряженные и замысловато переплетенные ситуации стремительно приближаются к абсолютно неожиданной развязке.

Из всего вышесказанного может сложиться впечатление об общей трагичности восприятия молодыми режиссерами окружающего мира. Не без этого, конечно, но вызывает оптимизм, что главным объектом их исследования стали не глобальные проблемы, а простой человек, его внутренний мир. И пусть этот человек не всегда совершенен, но чувствуется неподдельный интерес к его судьбе и душе, и он искренен. Это, наверное, главное.