UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Молодость"-48: индийские ужасы и эстетичный эксперимент

48-й КМКФ "Молодость" завершился.

Автор: Марина Барановская

Гран-при кинофестиваля, награду "Скифский олень" и денежную премию в 10 тыс. долл. США получила кинолента "Дикий" французского режиссера Камиля Видаля-Наке.

Жюри фестиваля не осталось равнодушным и к украинским лентам. Так, "Скифский олень" за лучший фильм в рамках национального конкурса и денежный приз (50 тыс. грн) получила лента "В радости, и только в радости" украинского режиссера Марины Рощиной. Кроме того, специальные дипломы жюри "Молодости" получили Никита Лыськов за свой анимационный фильм "Любовь" и Алексей Радынский - за документальную ленту "Цвет фасада: синий".

По просьбе ZN.UA авторитетные кинокритики и Олеся Анастасьева, Антон Фролов, Игорь Грабович и Ярослав Пидгора-Гвяздовский рассказали, какие фильмы из конкурсной и внеконкурсних программ фестиваля им запомнились больше всего. Пусть эти ленты и не получили наград, но, бесспорно, заслуживают зрительского внимания.

Олеся Анастасьева, киножурналист, член Общественного совета при Госкино:

- На кинофестивале "Молодость" мне удалось посмотреть весь национальный конкурс, то есть украинские короткометражки. Остановлюсь на трех из них, которые советую посмотреть. Возможно, вы увидите их в программах других украинских фестов или в кинотеатральном расписании, так что не прозевайте.

Студенческая игровая лента Виталия Кикотя "Человек с фотоаппаратом" не только была отобрана в национальный конкурс, но и стала единственной украинской работой, попавшей в международный конкурс в категорию "студенческое кино". Фильм переносит нас в Украину начала 1990-х годов. Фотограф Аристарх мечтает, чтобы его работы попали на фестивали, но вынужден зарабатывать, фотографируя трупы. Режиссеру удалось показать знакомые, но совсем не веселые сцены (такие, например, как милицейское рейдерство) с юмором. Зрители же, скорее всего, увидят в фильме много параллелей с Украиной сегодняшней: после просмотра "Человека с фотоаппаратом" возникает ощущение, что фотоаппараты за эти годы изменились, а люди - нет. И хотя семейные застолья теперь снимают не на камеры VHS, а селфи - на смартфон, герои этих селфи мало чем отличаются от героев из старых кассет. А еще - здесь много любви: герой любит людей и свою работу, а режиссер - героя своего фильма.

"Человек с фотоаппаратом"

Анимационная работа Никиты Лыськова "Любовь", наоборот, показывает Украину сегодняшнюю: с маршрутками по кругу, декоммунизацией и стаями одноразовых целлофановых пакетов. Именно во время показа этого фильма зрители больше всего смеялись, а девушка, сидевшая рядом со мной, высказала желание познакомиться с режиссером, что можно считать высшим признанием работы. Кстати, "Любовь" попала в конкурсную программу короткометражных лент Международного фестиваля анимационных фильмов в Анси (Франция).

Авторы же документальной ленты "Вдоль Стикса" ведут зрителей на кладбище. Казалось бы, там точно нет ничего смешного, но нет, смешное можно найти и там, если внимательно присмотреться, а главное - прислушаться. Фильм снимали Мария Стоянова, Юлия Данильчук, Мария Теребус, Людмила Параскива, Екатерина Рыбачук, Анастасия Фещук, Иван Бершадский, Алла Онопченко. Самое трудное - монтаж - доверили Марии Стояновой, которая очень хорошо справилась с этой задачей, придав фильму темп.

Все эти фильмы довольно разные, но объединяет их юмор, кое-где и черный, а также ирония, которая иногда пробивается сквозь слезы.

Антон Фролов, редактор cineast.com.ua, кинокритик:

- Отмечу картину "Тумбад" режиссера Рахи Анила: достаточно сказать, что это фильм ужасов индийского производства. И это не "стоп!" для просмотра этой ленты, поскольку никаких штампов из обычного индийского кино здесь нет. Авторы фильма использовали экзотическую мифологию с уникальными визуальными решениями.

Графика здесь необыкновенная и заметно выделяется из голливудского однообразия. Это кино обязательно следует увидеть, чтобы расширить свое визуальное восприятие.

"Тумбад"

Также заслуживает внимания постмодернистская комедия "Меланхоличка" - полнометражный дебют немецкого режиссера Сюзанне Гайнрих. Этот фильм собрал все основные тренды о девушках и женщинах-миллениалках. По идее, это должно было бы раздражать, отталкивать. Однако этого не происходит - фильм спасает образ рассказа. Сначала видишь кадры из обычных инстаграм-сториз. Вот только смелость картинок говорит, что это произведение сделано в стандартах снэпчата. Обычно такие повествования исчезают для публики через час. И поскольку это кино, то его просматривать можно раза три-четыре, чтобы разобраться в современной немецкой философии.

Лента от украинского режиссера Дмитрия Бондарчука "365 дней, также известные как год" - это монтажное кино, трудное в производстве и для просмотра. Фильм заставляет задуматься о датах и цифрах. На мой взгляд, место такого произведения именно в галереях современного искусства. Дмитрий Бондарчук очередной раз убедительно показывает зрителю, что он невнимательный и мало смотрит кино.

Игорь Грабович, кинокритик:

- Каждый из фильмов, о которых я сейчас скажу, не просто затрагивает актуальную и вместе с тем универсальную тему, касающуюся многих стран Старой и Новой Европы, но и экспериментирует с кинематографической формой, которая всегда бросает вызов своим творцам.

Наиболее универсальной мне представляется грузинская лента "Соседи" Гигиши Абашидзе, которая рассказывает о старом жилом доме в Тбилиси, к которому однажды проявляют интерес некоторые инвесторы, желающие на его месте построить новое современное сооружение. Для этого они предлагают владельцам квартир выкупить их квадратные метры. Большинство жителей согласны с предложенной ценой, но одна семья, которая сделала в своей квартире капитальный ремонт и взяла для этого кредит, не соглашается. Она хочет вернуть потраченное. На этой почве между жителями происходит конфликт, который выливается в трагедию.

Этот фильм, очевидно, больше метафора, чем реалистический рассказ, однако это тот случай, когда стандартная метафора работает. Все мы хотим построить новый дом вместо старого, однако не можем прийти к согласию о простых вещах, которые неожиданно оказываются принципиальными.

Польский фильм "Духовенство" Войцеха Смаржовского рассказывает об очень национальной и вместе с тем актуальной для многих католических стран ситуации, связанной со злоупотреблениями священнослужителей. Речь идет о преступлениях на сексуальной почве, в частности педофилии, но не только. В фильме католическая церковь показана как полностью коррумпированная структура, которая не гнушается ничем ради достижения своих целей. Фильм довольно прямолинейный, и режиссер прибегает к грубым приемам, вполне, однако, созвучным художественной задаче. Перед нами довольно критический взгляд на польскую национальную и духовную жизнь. И все же самое важное в картине не столько критика церкви, сколько способность отдельных героев покаяться и изменить свое поведение. Несмотря на его эксцентричность, перед нами вполне христианский фильм.

"Мне все равно, если история назовет нас варварами"

Лента "Мне все равно, если история назовет нас варварами" Раду Жуде рассказывает о некоем эстетическом эксперименте, который ставит в румынской столице местная художница: на одной из площадей она проводит театральное действо, суть которого - напомнить румынам об их преступлениях во время Второй мировой войны. Речь идет о массовых убийствах евреев в Одессе, которые произошли в октябре 1941 г., после того, как был подорван штаб румынской армии. Тогда погибло тридцать тысяч евреев.

Фильм снят в традициях "румынской новой волны", которая всегда держится на хорошо прописанных сценариях. Самое важное в этих сценариях - эпизоды-диспуты, в которых персонажи стараются выяснить какую-то важную общественную проблему. В фильме таких дискуссий несколько, однако самая длинная - с чиновником от культуры, который пытается убедить художницу внести коррективы в ее художественный замысел. В конце концов запланированное действо происходит, однако оно производит совсем не тот эффект на публику, которого ожидала автор.

Все эти три ленты выходят за сугубо эстетические пределы и являются высказыванием на важные общественные темы. Каждый из этих фильмов убедителен по-своему, однако все они - пример смелого и отчасти радикального кинематографа, которого так не хватает в Украине.

Ярослав Пидгора-Гвяздовский, кинокритик:

- Во время фестиваля состоялась премьера украинского документального фильма режиссера Олеси Моргунец-Исаенко "Рубеж. Грубешевская операция", на который я обратил особое внимание. Лента рассказывает об уникальном случае в истории Украины, когда в 1946 г. воины УПА и польской Армии Крайовой совместно приняли участие в одном из боев.

О том, что часть украинцев и поляков одинаково ненавидели коммунистический режим, у нас до какого-то времени вообще не говорили. Интересна и режиссерская находка в этом фильме. Он вроде бы и документальный, сценарий базируется на результатах кропотливой работы с архивными материалами, но в нем применен художественный прием, чтобы представить и украинскую, и польскую точки зрения на событии. Этот прием - закадровые голоса украинца и поляка, которые иногда соглашаются друг с другом, а порой же дискутируют и спорят между собой.

"Рубеж. Грубешевская операция"

Документальная лента "Память: Как появился "Чужой" американского кинематографиста Александра О.Филиппа - еще один фильм, который я советую между прочим посмотреть. Это повествование о работе швейцарского художника Гигера, а также о мире, созданном им для культового фильма Ридли Скотта "Чужой" (1979). Автор этого документального фильма рассказывает, кто такой Чужой, почему он появился и как повлиял на дальнейшее развитие киноискусства, а также объясняет, какие идеи были рождены популярностью этого монстра. Мне лично пришло в голову, что "Чужой" - этакий идеальный антигейский фильм, который показывает, к чему может привести распространение концепта гомосексуальности в культуре.

Еще одна лента, достойная внимания, - экспериментальный фильм Александра Шапиро "Здесь и сейчас". Шапиро - умный человек, и в своем фильме, который он снял по своему же сценарию, рассказывает об одной из интересных теорий - "здесь и сейчас"… Но рассказывает так сложно, что постичь его замысел сможет не каждый. Впрочем, и просто так забыть это кино не получится, даже если не все в нем вам будет понятно. Вы надолго попадете в плен к этому режиссеру и будете поражены его дерзостью относительно подавляющего большинства того, что обычно показывают наши кинотеатры.