UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МОЛОДОСТЬ-26» — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

«Молодость-26» завершилась под звон бокалов в ресторане «Студио». Прежде чем фестиваль станет достоянием истории, по «горячим» следам проанализируем его муки и радости...

Автор: Светлана Короткова

«Молодость-26» завершилась под звон бокалов в ресторане «Студио». Прежде чем фестиваль станет достоянием истории, по «горячим» следам проанализируем его муки и радости.

26 лет - возраст для фестиваля достаточно солидный, и безусловным успехом являются известные имена, впервые заявившие о себе на «Молодостях» разных лет: Владимир Бортко и Юрий Подниекс, Константин Лопушанский и Алла Сурикова, Ираклий Квирикадзе и Алексей Харитиди - список этот может быть бесконечно долгим. Форум этого года подарил зрителям и участникам достаточно насыщенную программу - более ста студенческих, короткометражных, анимационных и полнометражных картин участвовало в конкурсе. Обезглавленное болезнью Ватаутаса Жалакявичюса жюри, в которое вошли Александр Бубнов (Украина), Йожеф Вереш (Венгрия), Амброз Эйхенбергер (Швейцария), Марио Микаело (Португалия) и Евгения Тирдатова (Россия), работало в напряженном ритме, но было единодушно при выборе победителей.

По завершению фестиваля подтверждаю свое впечатление первых дней - кинематографических открытий не было. Евгения Тирдатова, член жюри ФИПРЕССИ Каннского и Берлинского кинофестивалей, известный кинокритик, главный редактор «Киноглаза», охарактеризовала «Молодость-26» как «рабочий фестиваль», что, на ее взгляд, никак не умаляет его достоинств. Йожеф Вереш, главный редактор Венгерской киноэнциклопедии, заместитель директора Венгерского киноинститута, считает, что конкурсная программа лишь отражает инфляционное состояние сегодняшнего кинематографа.

Кто они - победители?

Приз имени Ива Монтана в размере 5000 французских франков (при поддержке Французского культурного центра) лучшему молодому актеру фестиваля разделили исполнители главных ролей в фильме «Отель «Селект» (Франция, режиссер Лоран Буник) Жюли Гайе и Жан-Мишель Фет, получивший «конверт на двоих» за отсутствием Жюли.

Добротно снятая картина о безысходности нищенского бытия, отлично сыгранная актерами, повергает, на мой взгляд, зрителя в глубокое уныние. Увенчанный же наградой Жан-Мишель Фет - человек смешливый, раскованный, умеющий воспринимать радости жизни, сказал, что рад награде вдвойне: почувствовал себя молодым и получил первый в своей жизни приз, хотя и работа, и фестиваль у него не первые. Лелеет надежду, что сия победа сыграет определенную роль в его дальнейшей творческой судьбе.

Лучшим студенческим фильмом названа лента «Семь» (Польша-Великобритания). Автор сценария, оператор и режиссер ее Шона Ауэрбах получила награду - пленку компании «Истмен Кодак» на сумму 2500 долларов. Фильм - поэтичное размышление на шекспировскую тему «Семь возрастов человека», внимание автора сосредоточено на семи главных моментах женской судьбы: ребенок, дочь, сестра, любимая, жена, мать, бабушка. Картина эта - первая режиссерская работа Шоны, закончившей Польскую национальную киношколу в Лодзи, в ней чувствуется сильное влияние восточноевропейской культуры. Хотя в кино госпожа Ауэрбах не новичок. Работала как оператор после окончания киношколы в Англии. Шона Ауэрбах сказала, что ее пребывание в Польше сильно повлияло на нее, изменив во многом мировосприятие. На фестивале наибольший интерес у нее вызвала программа грузинского кино.

В этой же номинации специальным дипломом отмечена украинская картина «Русалочка» режиссера Владимира Тихого. Окрашенная ярким национальным колоритом, лирическая история любви. По словам устроителей «Молодости», картина эта приглашена практически на все международные фестивали. Владимир Тихий и его сопродюсер и оператор-постановщик Денис Чащин надеются не на роскошные заграничные кинотусовки, а на возможность финансирования своих будущих творческих проектов.

Среди анимационных работ первое место и приз в размере 2500 долларов получила картина «Поиск» (Германия, режиссер Тайрон Мантгомер). В этой ленте раскрываются безграничные возможности мультипликации, где куколка из песка, томимая жаждой впечатлений, покидает свой песочный мир, проходит бумажный, каменный, железный миры, нелепо завершая путь в мире воды...

Нужно сказать, что анимационное кино было, на мой взгляд, сильной стороной фестиваля. Кроме конкурсных картин, были показаны интереснейшие ретроспективы Краковской школы, британской и болгарской мультипликации.

В номинации короткометражного игрового кино, по мнению большого жюри, лидирует кинолента «Тут и там» (Бразилия-Франция, режиссер Сандра Когут). Это приз субтитрования фирмой «Лазер Видео Титр» на сумму 2500 долларов. «Тут и там» - инсталяция о возможном присутствии здесь и... где-то еще, сделанный смелым киноязыком. Картину на фестивале представляла директор департамента короткометражного кино ассоциации «Унифранс Фильм Интернасьональ» - Кристин Жандр. Кроме того, ассоциация показала на фестивале свою программу, т.к. цель ее работы - распространение французского короткометражного кино за рубежом. Во Франции снимается ежегодно, по словам Кристин, более 400 короткометражных фильмов и, благодаря «Унифранс», они получают возможность быть увиденными зрителем и представленными на различных фестивалях. Эта государственная ассоциация по сути своей уникальна, она берет на себя не только издание каталогов, наложение субтитров, но и тиражирование кассет с фильмами.

Премию за лучший полнометражный фильм (2500 долларов) получил фильм «Предумышленное убийство» (Югославия, режиссер Горчин Стоянович). Очень трогательная лента о двух, разных во времени, но столь похожих в суровое военное время, трагических историях любви, где в отношениях почти неразличима грань любви и ненависти.

Специальным дипломом отмечен российский фильм «Принципиальный и жалостливый взгляд» режиссера Александра Сухочева - современная драма о душевных переживаниях одинокой женщины. «Зеркало недели» писало об этой картине: на фестивале «Кинотавр» исполнительница главной роли, актриса из Санкт-Петербурга, Наталья Калеканова была признана лучшей в номинации женских ролей.

Гран-при - 10000 долларов присужден короткометражной картине «Тридцать пять против одного» (Ирландия, режиссер Демиен О'Доннелл). Смешная и добрая комедия о проблеме детского самоутверждения и лидерства. Интересно, что у режиссера этой ленты нет своего банковского счета и премия положит ему начало.

Звезды светят всем

На каждом уважающем себя фестивале обязательно присутствуют «звезды». Чем их больше и чем они ярче - тем престижней фестиваль. «Молодость» достаточно специфичен в этом плане, его призвание - открывать новые миры, но на этот раз две французские «звезды» приехали в Киев.

Первая из них - Романа Беринже, известная нашему зрителю по недавно прокатанному по ТВ фильму «Аккомпаниаторша». На «Молодости» была показана новая картина с ее участием - «Квартира» (режиссер Жиль Мимуни). Фильм о любви, о вымышленном, хотя и четко выстроенном микромире, в котором ложь оправдана ради высшей цели; о жизни, о судьбе, в которой ежели уж что предначертано... Современное, четко организованное кино, окрашенное чувством, но не формой. Героиня Романы - хрупкая, но очень сильная и цельная натура, одержимая страстью, которая и помогает ей так смело тасовать вымысел и реальность. Именно эта цельность роднит исполнительницу и героиню. «Я цельная натура, - говорит Беринже. - Если за что-то берусь, отдаюсь на все сто процентов». Дочь известного французского актера Бернара Беринже, оказавшего на нее громадное влияние, Романа с детства живет в мире кино и миром кино. Отец не желал актерской карьеры для Романы, но, наверное, закономерно, что именно эта профессия стала ее судьбой. Первая роль в 17 лет, в шекспировской «Буре» Питера Брука. За недолгую карьеру - семь ролей, среди которых главная роль в «Диких ночах» - этот фильм Романа считает своим вторым рождением. Картина «Квартира» три недели назад вышла на экраны Франции и была принята зрителем. Запомните это имя - Романа Беринже, думаю, мы не раз еще увидим его в начальных титрах хороших картин.

Второй «звездой» была Элизабет Депардье, сыгравшая роль матери в фильме «Признание невиновного» режиссера Жан-Пьера Америса. История современного Кандида, его взаимоотношений с миром и близкими людьми - сюжетная канва картины. Мадам Депардье с удовольствием говорила о своей работе в этой и других картинах, делилась театральными планами, но на настойчивые вопросы коллег-журналистов о взаимоотношениях с детьми и мужем отвечать отказалась наотрез. Сказала лишь, что сын снимается в кино (замечу в скобках: и является точной копией знаменитого папы - Жерара Депардье), а дочь учится в колледже, специализируясь в психологии, сейчас приступает к съемкам на телевидении. Так когда-то начинала ее мать - Элизабет Депардье.

Вместо эпилога

Фестиваль закрыт, он состоялся, несмотря на сложные времена и нехватку... почти всего. Надо отдать дань высоким деловым качествам команды «Молодости», которые дают надежду - впереди «Молодость-27».