UA / RU
Поддержать ZN.ua

Молодая поэзия под крылом Рыльского

Начал свой творческий отчет Первый всеукраинский поэтический вернисаж, названием которому послу...

Автор: Олег Вергелис

Начал свой творческий отчет Первый всеукраинский поэтический вернисаж, названием которому послужила поэтическая строка Максима Рыльского «Світ по-новому відкривати, поете, обов’язок твій!»

Наверняка о Рыльских можно и нужно писать тома. Это целая семейная сага. Местами похлеще «Саги о Форсайтах». В этой истории могли бы быть отображены и события второй четверти XVII века, когда один из представителей этого рода служил киевским городским писарем. Из второй половины XIX века — остросюжетный рассказ: на братьев Тадея и Юзефа Рыльских открыто следственное дело, им грозит ссылка… Личность отца поэта, Тадея Рыльского —тоже отдельная глава: это был подлинный украинский патриот, человек, который невероятно влиял на мировоззрение автора будущих поэтических шедевров. Судьба самого Максима Рыльского, как известно, также уравнения со многими неизвестными. Власть и миловала его, и казнила: поэту приходилось бывать и в заточении. Лесь Танюк сказал недавно: «Рыльский в 60-е писал все предисловия к книгам репрессированных писателей. Он первым поддержал шестидесятников, защитил курбасовцев. Феномен Рыльского — в его стратегичности, поскольку он поддержал целое направление в культуре, направив этот процесс в сторону национального развития».

Время властно. Что-то стирается. Что-то отходит на второй план. Внук поэта, Максим Георгиевич, говорит, что за последнее время, то есть за время независимости, книги Рыльского практически не издавались.

— Даже в год недавнего столетия деда этот вопрос казался неразрешимым, и это странно, поскольку значимость Рыльского неоспорима, — рассказывает «ЗН» Максим Георгиевич. — Рыльский — фигура европейского контекста, блестящий переводчик, неоклассик. Странно, что многим об этом нужно лишний раз напоминать. Собственно и идея создания благотворительного Фонда Максима Рыльского «Троянди й виноград» возникла как реакция на наше повсеместное беспамятство. В чем суть идеи? В том, чтобы популяризировать творческое наследие Максима Тадеевича и стимулировать новую поэтическую волну. Мы прекрасно знаем предыдущие поколения поэтов. Но кто придет завтра? Чьи строки будут так же волновать, как волновали произведения признанных творцов? Когда я встретил недавно в Конче-Заспе Бориса Олийныка и рассказал ему об идее проведения Всеукраинского поэтического конкурса (впоследствии решили, что это будет не конкурс, а вернисаж — как некая экспозиция, поэтическая «выставка»), Борис Ильич добродушно на это отреагировал. Правда, уточнил, что не нужно формулировать цель вернисажа как «возрождение украинской поэзии», дескать, она и не умирала, а вот заняться ее пропагандой — благое дело. Так и оформился этот проект. Борис Олийнык возглавил жюри вернисажа. Всем, кто пробует свое перо в поэзии, предлагаем прислать произведения по адресу: 03039, Киев-39, ул.Максима Рыльского, 7. Киевский литературно-мемориальный музей Рыльского (примечание «Поэтический вернисаж»).

Осознаю, что надеяться на мгновенное открытие «нового» Артюра Рембо или Мыколы Зерова было бы самонадеянно. Однако есть надежда попытаться помочь молодым поэтам заявить о себе. Совсем недавно выступал перед студентами Национального педуниверситета имени Драгоманова и попросил сказать, кто из них сегодня пишет стихи… Поверьте, очень много молодых людей признались в своих поэтических опытах. И среди них наверняка есть очень одаренные люди. Отрадно и то, что Министерство культуры поддерживает идею, а сам г-н Лиховый недавно в «Кобзарській світлиці» на презентации Фонда рассказывал о значимости Рыльского для культуры, о том, как поэт находил время поддерживать Шевченковский мемориал и, рискуя жизнью, помогал вернуть крест на могилу Кобзаря. Главное из того, что хочется сделать в будущем, — это вернуть общенациональный статус литературной премии имени Рыльского в сфере художественного перевода. А потом заняться циклом «Эпоха поэтического возрождения», если к этому проекту подключится ТВ. В планах также строительство в Голосеевском районе помещения библиотеки, фондохранилища музея, литературно-поэтического клуба, учреждение стипендии имени Рыльского в одном из вузов, «культпоходы» даже по воинским частям с поэтическими вечерами… Это «планов громадье», конечно, иногда отрезвляет понимание, что культуру сегодня на голом энтузиазме поднять невозможно. Но и сидеть сложа руки не хочется.