UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИСТИКА И ПОЛИТИКА «СЛАВЯНСКОГО БАЗАРА»

Десятый юбилейный международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске закружился в своем водовороте...

Автор: Елена Сом-Сердюкова
Фестивальная и предвыборная программы стартуют синхронно

Десятый юбилейный международный фестиваль «Славянский базар» в Витебске закружился в своем водовороте. На неделю город ожил, встряхнулся от годовой спячки, и броуновское движение артистов, зрителей, гостей и местных жителей началось с ночи до утра и опять до ночи.

Открытие фестиваля в Витебске — не просто грандиозное событие, это уже определенная традиция и, возможно, для витебчан — начало года, который стартует в июле. И если ранее неизменным спутником фестиваля был дождь, о чем не преминул вспомнить и президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, то в этом году стояла невиданная для этих мест жара. Казалось, солнце было готово поглотить и растопить всех и вся. Но фейерверк праздника, отмеченный невероятным по красоте салютом, разнесся на множество сценических площадок и выставок.

В январе 2001 года во Франции на 35-й Ассамблее международной федерации фестивальных организаций «Славянскому базару» был вручен диплом «Фестиваль 2000 года» за заслуги в реализации идеи «Укреплять мир и дружбу через музыку и искусство». В период становления фестиваля в начале 1990-х, когда происходил «парад государственных суверенитетов», обозначилась его основная миссия построить мост, соединяющий наши народы средствами культуры и искусства. И на этой высокой и благородной ноте открылся нынешний юбилейный фестиваль, задача которого закрепить полученное признание.

Основа, на которой держится идея фестиваля, это открытие, конкурс молодых исполнителей, Дни культуры Беларуси, России, Украины и концерт закрытия. Все эти действа происходят на главной сценической площадке в Летнем амфитеатре, рассчитанном на 5 тысяч зрителей, но с каждым днем количество зрителей все таяло и таяло.

В этом году амфитеатр обрел суперсовременные системы звуко- и светоаппаратуры, которая, как было сказано на церемонии открытия, является подарком Президента. Но одновременно этот, казалось бы, дорогой подарок подчеркнул неполную экономическую состоятельность фестиваля.

Декорации никто не дарил. Их выполнила группа Олега Тайха из Москвы. Сценическим интерьером стал образ старого Витебска, сошедший с черно-белых фотографий начала века, того Витебска, по которому прогуливался Марк Шагал.

Когда спадала невообразимая жара, в девять часов вечера начинались концерты. Парадом звезд российской эстрады, с вкраплением лишь одной украинской звезды Таисии Повалий, был отмечен концерт открытия фестиваля.

На конкурсе молодых исполнителей Украину представляли Марина Одольская и Татьяна Пискарева. Последняя благодаря бесспорным артистическим и вокальным данным исполнила песню «Война» на слова Юрия Рыбчинского, сорвав шквал аплодисментов.

Концерты Дней культуры начались с России, которая на «Славянском базаре» ощущает себя на правах старшего брата. Представление народного творчества в сопровождении Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.Осипова выглядело достаточно официальным, несколько монотонным и статичным. Оркестр, занимая большую часть сцены, просто исключил все возможности танцевальных коллективов. Надежда Бабкина с ансамблем «Русская песня», практически выстроившись в шеренгу по одному, пытались спасти положение, заводя толпу. Но кто действительно всех взбодрил, так это Николай Басков, отчаянно выступивший за пределы сцены и, потрясая роскошью голоса, обошедший практически все сектора амфитеатра.

В этом году Украина и впрямь всех удивила, поскольку представила на суд зрителя не традиционный концерт мастеров искусств, а пригласила на театрализованную «Сорочинскую ярмарку». Что интересно, действо началось задолго до вечернего представления. Рядом с амфитеатром колоритная, веселая и пестрая «Сорочинская ярмарка» представляла народных умельцев, танцевальные и вокальные коллективы с Полтавщины, украинскую традиционную кухню, а меж рядов прогуливался Николай Гоголь — Анатолий Хостикоев, глядя на свое ожившее творение.

Тамара Яценко и Богдан Бенюк представляли знаменитые гоголевские персонажи. Неистовством эмоциональных украинских танцев покорял знаменитый ансамбль им. П.Вирского. Впервые в Витебск приехал оркестр Министерства обороны Украины, поразивший своей импровизационной манерой исполнения, цыганский ансамбль «Ромэн», коллектив чечеточников «Джаз-стэп-танц-класс». Срежиссировал это жизнерадостное театральное действо Борис Шарварко.

Во время концерта тучи, как черные вороны, кружили над сценой, угрожая пролиться сильнейшим дождем, срывался ветер, кругом блистали молнии. Мистика или нет, но когда стихла бурная волна представления, тут-то и разверзлось небо.

Беларусь на правах гостеприимного, но очень скромного хозяина выделила для своего отчетного концерта ночь с 24 на 25 июля.

Если по вечерам и ночью центр культурной жизни фестиваля затягивала воронка амфитеатра, то в эпицентр жары на подворье штаба фестиваля у городской ратуши разворачивалось не менее захватывающее представление «Города мастеров». С 1999 года в рамках фестиваля проводится конкурс мастеров народных ремесел и промыслов Беларуси, России, Украины.

По условиям конкурса каждая страна могла представлять двадцать участников, что и выполнили страны-соседи. Украина, в силу трудно объяснимой причины, представила только шесть мастеров и только с Полтавщины. Впрочем, это может показаться симптоматичным, если вспомнить о мучительной раздвоенности «Славянских базаров». Украинский вариант явно демонстрирует «европейскую», а то и «всемирную» ориентацию, в то время как витебский пытается удержать как единое целое в первую очередь «трех сестер» — Украину, Россию, Беларусь. Возможно, именно поэтому Украина, привычно для себя поставив во главу угла политику, а не культуру, отделалась родными и знакомыми для русской культуры гоголевскими картинками, которые, впрочем, уже несколько навязли в зубах и напоминают лубок. Зато Президент Украины нашел время посетить Витебск, внеся некоторое разнообразие в украинскую пасторально-ярмарочную программу. Хотя политику тоже уже можно считать одним из любимых национальных развлечений. Визит украинского Президента, не так давно отказавшегося от политического объединения с «двумя сестрами», можно рассматривать как своего рода «культурный компромисс». Впрочем, подождем украинского «Славянского базара». Что-то подсказывает, что Л.Кучма посетит и его, подтвердив тем самым свою «многовекторную внешнеполитическую ориентацию».

Время сместилось, как и многое на фестивале. В центре города вращался гончарный круг, работал станок ткачих, били молотом кузнецы. Толпы зрителей могли не только увидеть и приобрести готовые изделия, но и созерцать процесс создания предметов декоративно-прикладного искусства.

По прошествии трех дней конкурса были определены победители в следующих номинациях: гончарство, народная игрушка, резьба по дереву, ткачество, лозоплетение, кузнечное дело. Единственным лауреатом от Украины стал молодой мастер из Опишни Валерий Комаренцев.

Фестиваль, как государство в государстве, где на протяжении недели ходит валюта «Василек», подходит к концу. Заканчивается его десятое лето. Но еще рано подводить итоги. И хотя о фестивале существует много различных мнений, «Славянский базар» — это прежде всего творческий обмен.

Выходя за рамки сценических и прочих площадок фестиваля на улицы Витебска, сталкиваясь с его «ненавязчивым сервисом», невольно возникало ощущение, что вернулся куда-то в начало 1990-х годов. Практически не звучала белорусская речь. Но, несмотря на все очевидные издержки, фестиваль — это своего рода памятник витебчанам и надежда для Витебска и Беларуси.

По словам координатора режиссерско-постановочной группы фестиваля Александра Вавилова, «в условиях нашей сегодняшней экономической жизни «продержаться» десять лет — достаточно большой подвиг для тех людей, кто его придумал и создал».