UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Мистецький Арсенал»: перезагрузка без Ющенко

С июля «Арсенал» наглухо закрывается. Грядут грандиозные преобразования (достройки, реставрации)....

Автор: Екатерина Константинова

Украинская «стройка века», многострадальный музейный комплекс «Мистецький Арсенал» (любимое детище экс-президента Виктора Ющенко), заявил об очередной «перестройке»…

С июля «Арсенал» наглухо закрывается. Грядут грандиозные преобразования (достройки, реставрации). Уже до конца 2010-го обещают предъявить первый этап «построенного», приняв на этой территории проект «АРТ-КИЕВ contemporary 2010». А в дальнейших планах — шедевры из Лувра, экспозиция Мунка. Также частные собрания украинских коллекционеров, раритеты из украинских региональных музеев. Одним словом, концепция «Арсенала» меняется радикально и стремительно.

Недавно назначенная в «Арсенал» новый директор Наталья Заболотная (прежде раскрутившая Украинский дом) сообщила «ЗН», что только для первого этапа «перестройки» государство расщедрилось на 125 млн. грн.

Такие цифры, с учетом нашей бедности, астрономические. Но это только на первый взгляд. Вспомним, что этот же огромный комплекс охватывает 53 тыс. «квадратов». А сколько государственных и спонсорских миллионов в этих квадратах уже «зарыто»? (Этой теме было посвящено пространное расследование на страницах «ЗН»: «Мистецький Арсенал»: проект бизнеса или президента?», №15 от 19.04.2008.)

Новый руководитель «Арсенала» возводит стену между сомнительным прошлым этого комплекса и его же «светлым будущим». КРУ сейчас ищет ответы на многие экономические вопросы, а когда найдет, тогда и появятся интересные истории для СМИ.

Пока же очевидно: Янукович все-таки решил не морозить красивую мечту Ющенко о роскошном «украинском Лувре» — новый президент эту мечту просто подкорректировал...

— Наталья Филипповна, насколько новая концепция «Арсенала» отличается от прежнего видения Виктора Ющенко, главы наблюдательного совета этого же музея?

Наталья Заболотная
— Не думаю, что раньше как-то декларировалась «персональная концепция» Ющенко. Тогда в «Арсенале» тоже работало много специалистов. Немало хороших наработок мы взяли из прежней концепции. Но идем по пути интерактивному: ищем новые подходы. Не хотим сделать, например, такой себе стационарный краеведческий музей. Хочется, чтобы каждый уголок «Арсенала» «дышал»… Чтобы была возможность менять экспозиции, создавать собственные фонды.

Прошлая концепция выстраивалась, скорее, на «стационарной» основе. Но не хочу никого критиковать… Предыдущая команда сделала немало…

— Часто ли сам Виктор Андреевич сегодня появляется в «Арсенале»? Возможно, что-то советует вам?

— Нет. Нас никто не беспокоит.

— Вы обязаны с Ющенко как главой наблюдательного совета «Арсенала» обсуждать и согласовывать творческие и строительные планы, перспективы этого здания?

— Меня никто к этому не обязывал. Никто этого и не требует.

— На что реально Виктор Андреевич сегодня может повлиять в «Арсенале»?

— Благодаря руководству ДУС, которое меня сюда назначило, нашей команде дан карт-бланш — то есть возможность формировать и совершенствовать концепцию музея.

Пока никто не мешает. Две трети времени посвящаем как раз формированию архитектурного видения. Сделано немало. Главное — возобновление строительства первого и второго исторических этажей…

— По чьей вине «Арсенал» остался этой зимой без крыши над головой и с 10-метровым котлованом во дворе?

— Наверное, так сложились обстоятельства, что предыдущее руководство при всем желании не смогло довести строительство до логической точки. Поскольку в прошлом году отсутствовало финансирование. К тому же кризис. Несостыковки: президент—премьер-министр. Все повлияло. А страдает искусство.

— Видите ли вы общую цифру расходов на окончательное восстановление «Арсенала», как говорится, под ключ?

— В гривнях эта сумма просчитывалась. Вышло около полутора миллиардов…

В «Арсенале», кстати, до сих пор работает КРУ. Выводы пока не сделаны. Хотя уже есть предварительные акты.

Но не нам разбираться кто прав, кто виноват. Хочется, чтобы музей ожил, заработал.

— Кто непосредственно вам предложил перейти в «Арсенал» из Украинского дома?

— Предложил эту должность руководитель ДУС Кравец Андрей Витальевич. Наверное, за мной бродил призрак «Арсенала», после того как была достаточно высоко оценена выставка De profundis, которую я курировала здесь же в прошлом году.

В Украинском доме много сделано. Но, в конце концов, наверное, надо уйти от глубокой административной работы. Пришло время сделать выбор… И я его сделала.

— Согласовывали ли вашу кандидатуру с Виктором Ющенко?

— С Ющенко — нет. С Януковичем — да.

— Как вам кажется, у новой власти, лично у Виктора Федоровича, есть желание довести «дело «Арсенала» до победы?

— Да. И меня это обнадеживает. У руководства страны есть желание сделать из «Арсенала» музейный комплекс высокого уровня. Может быть, я «антикризисный менеджер»? Потому что приходится распутывать запутанные клубки? Но конечный результат перед глазами…

Да, есть постоянное напряжение. Приходится вникать во все нюансы строительства. Когда я бывала в разных музеях мира, то мне не приходило в голову всматриваться в потолки, где спрятаны вентиляционные системы… Или определять качество пола? Я созерцала исключительно произведения искусства.

— Все ли дела по «Арсеналу» вам сдал его предыдущий руководитель Игорь Дидковский? И что осталось «открытым»?

— У Игоря контракт закончился в начале марта. Сейчас с Дидковским не общаемся. Я была назначена, когда уже активно работало КРУ. Я же в свою очередь сдала Украинский дом только после проверок — и КРУ, и прокуратуры.

Проверки в «Арсенале» затягиваются. Потому что и проект сложнее, и государственные деньги рассматривают сквозь призму… Но я к этим историям не имею отношения.

— В процессе грядущей «перестройки» комплекса — какие главные требования к строителям?

— Здесь одно, но весьма серьезное требование: все делать только с реставрационным подходом. Поскольку имеем красивые стены, которые очень пострадали… Хочется, чтобы именно первый и второй этажи восстанавливались путем реставрации.

— С кем вы пришли в «Арсенал», кто ваша команда?

— Команда сильная. Хотя всегда есть нехватка профессионалов. Но я довольна моим первым замом Александром Соловьевым. Отрабатываем с ним музейную концепцию. Ольга Мельник работала здесь раньше…

— Известно, что на реконструкцию «Арсенала» только в текущем году выделено около 100 млн. гривен? Это только бюджетные деньги или есть средства частных инвесторов?

— Если точнее, 125 млн. гривен только государственных средств. «Арсенал» попал в программу подготовки к Евро-2012.

Может, и не удастся завершить стройку до 2012-го. Но выставить какие-то коллекции, принять гостей, думаю, сможем.

Комплекс должен сдаваться поэтапно. Соответственно, если сделаем подземное пространство и первый этаж, то уже, независимо от строительных работ на втором, третьем и четвертом этажах, сможем принимать новые проекты. А дальнейшее строительство будет скрыто от глаз посетителей.

Уже приглашаем гостей на ноябрьский «АРТ-КИЕВ contemporary 2010» — на этой же территории. Международную арт-ярмарку важно открыть именно в «Арсенале». Пусть люди видят хотя бы зародыш будущего огромного комплекса. На ноябрь приглашены известные кураторы, которые заинтересованы в сотрудничестве с Украиной.

— Чем все-таки должен стать «Арсенал»: консервативным музеем, большой трансформирующейся арт-площадкой, ареной для открытия новых имен в искусстве? Будет что-то общее с Украинским домом?

— Украинский дом был достаточно пафосным, но весьма сложным объектом в плане проведения культурных проектов. Приходилось прилагать максимум усилий, чтобы он стал похож на выставочный центр.

Делать ставку на то, что здесь будет музей с законсервированными экспозициями, не нужно. Поэтому и отошли от принципа, который в предыдущие годы прописывался «Арсеналу»: забрать лишнее (или лучшее), что есть у региональных музеев…

Думаю, то была негуманная позиция. Нельзя забрать у региона экспонаты, которые являются местной культурной ценностью.

Конечно, в «Арсенале» будут и стационарные экспозиции. Потому что «Арсенал» имеет свой атриум — дворик, который будет состоять из двух подземных этажей.

На первом этаже — экспозиция археологии. Появилась идея представить «терракотовую армию» из скифских баб. То есть уж если берем некоторые артефакты, то и будем представлять их в интереснейшем ракурсе. Начинаем переговоры с Институтом археологии. Все экспонаты будут выстроены в хронологическом порядке. И это не станет ущемлять их исторической научной археологической составляющей. Таким образом будет наглядной археология от Триполья, потом скифская культура, затем культура Киевской Руси.

Все эти экспонаты представлены в двухъярусном атриуме. А это более 10 тыс. квадратных метров. Это и будет наша постоянная экспозиция. Но планируем пополнение экспонатов согласно этому направлению: от древней археологии до истории украинской культуры до XVII столетия.

На всех площадках — возможность для «интерактива». Для этого готовятся соответствующие транспортные подъезды.

В будущем предполагаем даже подземный таможенный терминал. Чтобы экспонаты из других стран могли под землей растамаживаться на территории «Арсенала» и по подземному пути попадать на территорию нашего музея.

— А что будет на первом и втором этажах?

— Первый этаж — а это 12 тыс. квадратных метров — посвящаем сменным проектам, связанным с современным искусством. То есть, повторюсь, отходим от предыдущей концепции «собрать все лучшее из региональных музеев». Наоборот: здесь будут проходить основные арт-события… Смена экспозиций.

Второй этаж — экспозиции отечественных и зарубежных музеев. Здесь мы намерены сотрудничать со всеми музеями Украины. Пример — музей Айвазовского в Феодосии. Если это Крым — то экспозиции из этого региона будут в холодное время года. Естественно, по всем стандартам будет климат-контроль, соблюдены мировые нормы монтажа, демонтажа и т.д.

Это делается для того, чтобы музеи давали произведения искусства для экспонирования без всякой опаски.

Сейчас начинаем переговоры с Норвегией. Там прекрасная коллекция Эдварда Мунка… Хотим «стать в очередь», чтобы привезти в Киев и экспозицию из Лувра. Хотя там все расписано практически на 10 лет вперед.

И, наконец, третий этаж «Арсенала» — музей частных собраний. Есть много публичных личностей, готовых представить свои личные коллекции. В этом плане может быть контракт или договор хранения на 5—10 лет с тем или иным коллекционером.

Четвертый этаж — мансардный. Планируем здесь ультрасовременную электронную библиотеку. Здесь будет замыкаться комплекс ультрасовременного культурного центра: произведения искусства и качественные коммуникации. Здесь же будут проходить мастер-классы, лектории, выступления искусствоведов.

Конечно, все это сопряжено с довольно разветвленной инфраструктурой: ресторан, кафе, огромный двухъярусный книжный магазин мирового стандарта…

— Какой основной этап работы может быть завершен уже в этом году?

— Прошлую зиму «Арсенал» бедствовал без крыши. С огромным
10-метровым котлованом во дворе… Если в таком состоянии комплекс встретит и вторую зиму, то возможно движение грунтов. Как результат — повреждение стен.

Поэтому с июля и закрываемся на реконструкцию. Первым делом требуется сделать крышу. Тогда уже (в зимний период) сможем вести и подземные работы, связанные с архитектурой, дизайном, декором. Сейчас начнут закладываться коммуникации. Постоянно «мониторим» лучшее оборудование. Сейчас, например, сдается музей Гуггенхайма, а недавно вошел в эксплуатацию и музей в Абу-Даби… На прошлой неделе к нам приезжал с визитом куратор одной из самых крупных в Мексике коллекций современного искусства Виктор Замудио Тейлор (он был суперпродюсером документального фильма о Фриде Кало). Как раз его коллекция из Мексики и приедет вскоре к нам на «Арт-Киев». Этот коллекционер причастен к наблюдательным советам многих мексиканских музеев. И, конечно, обсуждается вопрос о выставке работ Фриды Кало… Господин Тейлор заявил, что наш «Арсенал» сохранился намного лучше, чем музейный комплекс в Венеции. Он был в восторге от объема и красоты нашего здания.

— Организаторы ГОГОЛЬFEST, очевидно, в ближайшее время не получат «Арсенал» под свой проект. И все-таки, решаема ли эта проблема, на ваш взгляд? Где бы ГОГОЛЬFEST мог обосноваться в Киеве — хотя бы на время реконструкции «Арсенала»?

— Надо выбирать: либо проводим фестиваль, либо строим, а фактически спасаем «Арсенал». Совместить стройку и мероприятие такого масштаба, связанное с современным искусством и с огромным количеством участников, невозможно.

Нам предложили: вы начинайте строительство, а потом прерветесь на полтора месяца. Но невозможно запустить 50 КАМАЗов, 3000 человек, месяц проработать и сказать: ну, извините, сейчас сходите в отпуск, потому что здесь будет фестиваль…

Мы предложили перенести ГОГОЛЬFEST, заключив соответствующий договор. Нужно выбирать: либо руины, либо еще раз в этой жизни пофестивалить. Здесь на кон поставлена жизнедеятельность большого комплекса.

Полагаю, ГОГОЛЬFEST смог бы оживить и другие столичные территори. Успешно функционирует «Гараж» Даши Жуковой в Москве: там проводятся высокого уровня проекты. Альтернативой в Киеве может быть Экспоцентр на Броварском проспекте либо на Нивках. Ведь в современном искусстве главное — качество этого искусства.

У нас, кстати, есть огромные павильоны на ВДНХ. Сама ходила, смотрела. Они требуют хозяина, и на ура приняли бы такое мероприятие. Альтернатива всегда есть. Может, в недостроенном «Арсенале» и есть определенный «треш»… Но все же жить вечно в таком «треше» немыслимо.