Из многих событий артистического сезона-97/98 во всем их разноцветии инкрустируются идеи расширения художественного пространства буквально на всех уровнях. Пожалуй, с этих позиций можно охарактеризовать открывшуюся 23 марта первую международную конференцию «Рихард Вагнер и современность». Великая фигура немецкого музыканта, мыслителя вдохновила и поддержала творческое собрание. Подобная акция проводилась впервые и, безусловно, возымела большое значение.
Обращение к Вагнеру в контексте современного искусства симптоматично. Его идеи музыкальной драмы, синтеза искусств, имевшие огромный резонанс в начале века, продолжают по сей день активизировать творческую мысль. Эти идеи, во многом предопределившие пути развития музыкальной драмы и вообще музыкального искусства, оказались бессмертными. Они модифицировались в новые формы, слились с другими идеями искусства. Сейчас Вагнер и его музыка - неиссякаемый источник, дающий жизнь самым неожиданным творческим импульсам.
На мой взгляд, конференция объяла невероятное их разнообразие. Предложенная тематика, связанная с современным научным видением такой проблемы, как «Рихард Вагнер», явила собой возрождение вагнеровского духа - духа мистического и величественного.
Конференции предшествовала длительная работа ее организаторов. Можно лишь только представить, каких трудов стоило открытие этого творческого собрания. Оно осуществилось благодаря совместным усилиям двух общественных творческих организаций: Киевского Вагнеровского общества и Фонда гуманитарного развития «Сollegium».
Вагнеровское общество существует в Киеве около двух лет. Возглавляет его доктор искусствоведения, профессор Киевской консерватории Марина Черкашина. Нужно сказать, что благодаря ей отечественному музыкознанию и вообще украинской культуре открылось в должной степени наследие музыкально-театрального искусства как предшествующих столетий, так и современности.
«Сollegium», возглавляемый доктором филологических наук С.Бураго, представляет собой ассоциацию ученых-филологов, философов, искусствоведов. Она имеет свое периодическое издание - научно-художественный журнал «Сollegium». Также устраиваются открытые вечера - четверги «Сollegium» ежемесячно, куда приглашаются все желающие. Таким образом, Вагнеровское общество и «Сollegium» - своеобразные интеллектуальные клубы с немалым мыслительным потенциалом.
Что же касается самой конференции, общее впечатление по силе воздействия сходно с впечатлением от фестиваля или другой подобной творческой акции. Нет смысла их разграничивать, ибо такого рода события - во служение высокому искусству.
Исключительная содержательная многообразность докладов обусловлена тематикой: Вагнер - сияющая вершина, загадка загадок.
Конечно, первоначально предполагались гораздо большие масштабы конференции. Но, как это часто бывает, по финансовой причине не все приглашенные гости смогли приехать в Киев. Тем не менее, собрались представители научных кругов Киева, Харькова, Сум, Москвы, Львова. Представленные доклады являли большой диапазон позиций, воззрений и взглядов: от художественно-публицистических эссе до научно-исследовательских теоретических разработок. Я бы могла лишь условно выделить несколько категорий докладов.
Целый ряд выступлений представлял собой сравнительно-монографический анализ: Л.Каверина «Вагнер и Рихард Штраус», Л.Неболюбова «Вагнер и Брукнер», Т.Гнатив «Вагнер и Дебюсси», С.Бураго «Вагнер и Блок». Здесь, прежде всего, во главу угла ставились вопросы текстов, стиля, эстетики в сравнении двух творческих величин.
Следующая категория докладов - всевозможные театральные постановки, судьбы вагнеровских драм и мистерий, исторические наблюдения: Е.Зинькевич «Тень Вагнера в Киевской опере
(XIX в.)», Т.Мазепа «Оперы Вагнера во Львове и их исполнение», В.Гайдабура «Произведения Рихарда Вагнера на оперных сценах Украины во время немецко-фашистской оккупации (1941-1944)».
Последняя охватывала, пожалуй, самый широкий круг вопросов, касающихся непосредственно вагнеровских и околовагнеровских идей. Это миф, романтическая эстетика и эстетика вообще, поэтика, теология, даже идеология и политика. Объединить эти доклады какой-либо цементирующей идеей невозможно. Их содержание многогранно и многомерно, как сам предмет исследования: М.Черкашина «Сны и сновидения в биографии и творчестве Рихарда Вагнера («Лоэнгрин» - «Парсифаль»)», Г.Ганзбург «Вагнеровская проблематика в творчестве С.Свириденко», В.Панасюк «Рихард Вагнер как «железный инвентарь культуры строящегося социализма», К.Зенкин «Творчество Р.Вагнера в интерпретации
А.Ф.Лосева» и др.
Безусловно, в таком кратком описании невозможно объять всей глубины и многосложности конференции. Достаточно отметить грандиозность задуманного. И есть все предпосылки для того, чтобы конференция стала ежегодной. Материалы первой, по заверению С.Бураго, опубликуются, так что конференция станет исторической вехой в отечественном музыкознании, что очень важно для плеяды ученых и просто любителей музыки.
Бесконечность темы выразилась в последующем заседании Вагнеровского общества 28 марта. Оно продолжило цикл, объединенный общей идеей - «судьба Байрейтского фестиваля». Речь шла о Винифрид Вагнер - жене Зигфрида (сына великого Рихарда Вагнера). Она как раз возглавляла фестиваль в критическое для Германии и вообще для всей Европы время - военных катастроф и нацистской агрессии.
В ходе своего описания позволю себе лирическое отступление. Председателю Вагнеровского общества в Украине, замечательному музыковеду Марине Черкашиной присуждена премия им. Н.Лысенко. Торжественное вручение состоялось 22 марта в Музее Н.Лысенко, где преданные ученики, почитатели и коллеги устроили концерт в ее честь.
Мы рады поздравить Марину Романовну, человека неиссякаемой энергии и большой творческой силы.