UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИР ВАМ, ЛЮДИ

Дни еврейской культуры Украины, посвященные 140-летию со дня рождения выдающегося писателя Шолома ...

Автор: Надежда Некрасова

Дни еврейской культуры Украины, посвященные 140-летию со дня рождения выдающегося писателя Шолома Рабиновича, известного всему миру как Шолом-Алейхем, открылись в преддверии светлого весеннего религиозного праздника Пурим. Отмечаемый за месяц до Пасхи, с библейских времен он связывается с чудесным избавлением еврейского народа от злой, враждебной силы и несет в названии своем - «Пур» - жребий - глубокий символический смысл. Это судьба народа, изгнанного с исконных земель, рассеянного по всему миру, столетиями подвергавшегося неслыханным мукам и унижениям, неоднократно стоявшего на грани почти полного физического истребления, но сумевшего при этом сохранить свою живую душу - свой язык и культуру.

16 февраля в залах Дома художников на Львовской площади открылась выставка, организованная Еврейским советом Украины и Национальным союзом художников Украины при поддержке Еврейского агентства «Сохнут - Украина» и Американского распределительного комитета «Джойнт» Киевской городской еврейской общины.

В экспозиции выставки ненавязчиво, но внятно звучит ее лейттема - драматическая история народа. Полотно И.Тарковского «Реквием. Мировая скорбь» - словно траурная месса. От общего плана к конкретике образов, словно выхваченных рапидом, экспозиция ведет портретами Г.Гольда: «У колыбели» (старик, качающий младенца), «Молитва» (старый еврей в полосатом талесе, словно отмаливающий все грехи мира), «Усталость» (потрясающий своей жизненной правдивостью портрет уставшего от жизни человека). Работы М.Гольда - прямое обращение к классической традиции - психологизм, эмоциональная сила образов, мощно воссоздаваемые путем ассонантных связей с рембрандтовскими полотнами, эффекты светотени, - все направлено к единой цели - вызвать у зрителя ощущение сопричастности, сопереживание.

Яркой жанровой скерцозностью насыщены многофигурные композиции В.Заславского «Пурим» и Г.Гольда «Хасидский танец». Острая характерность, удивительная пластика поз, неповторимых жестов танцующих, ощущение подлинного веселья, охватившего участников празднеств, кажется вовлекают и вас в мир искренних, безыскусных жизненных радостей.

Необычайностью впечатлений, буйным многоцветьем красок, запахов и звуков, обрушивающихся на впервые вступившего на священную землю, поражают полотна Ю.Луцкевича. Его триптих «Иерусалим», «Тель-Авив» и «Эйлат» - удивительные импрессионистические «портреты» городов, впечатляющие неожиданностью композиционного решения и эмоциональной непосредственностью.

Художественная композиция Федора Тетянича - это сложное театрализованное действо, в которое вовлекаются зрители и сам художник.

«Экскурсионно-экспозиционный путь галереи галерей» - так называется произведение, создаваемое всякий раз заново - художник словно «входит» в свою «картину» - одетый, в древнееврейскую хламиду, взбирается он на лестницу, ведущую в небо, чтобы познать Истину и Бога.

Триптих А.Бруса из серии «Реинкарнация», выполненный в модернистской технике заставляет работать воображение, «угадывать» возникающие из хаоса, из небытия образы.

И вновь возвращается основная лейттема выставки, но воплощенная теперь в серии скульптурных композиций. Традиционный для мастеров Возрождения мотив «Пьеты» - «Оплакивание» - молодой скульптор И.Глухенький развивает в удивительно поэтичной, исполненной внутреннего трагизма, гармонически совершенной форме. Скульптурная группа изображает «снятие с креста». Словно лишенное плоти, бессильно никнущее тело Иисуса Христа поддерживается женщинами-плакальщицами. Скорбные позы, склоненные головы. Вся композиция, пронизанная внутренним ритмом, впечатляет своей эмоциональной насыщенностью.

Поэтический триптих на библейские темы из скульптурного цикла «Праздник Пурим» показал Б.Кальницкий. Образы Руфи, Рахили и Лии, запечатленные в теплой бронзе, олицетворяют собой любовь и волю к жизни, воплощение вечной женственности - они отмечены строгой простотой и целомудрием. Совершенство изящных форм, гармония пропорций словно направлены на раскрытие внутренней сути образов.

«Спички. Картон. Шпон» - и перед нами воссозданные с изумительным тщанием архитектурные особенности разрушенных и чудом сохранившихся синагог в Корар-Нахуме (Израиль), в Погребице (Киевская губерния, 1690 г.), синагоги-крепости в Луцке, разрешенной к строительству королем Сигизмундом III (1626 г.) и ставшей защитой города, синагоги Розенберга и Бродского в Киеве. Автор реконструкций И.Осташинский своим творчеством воскрешает традиции национального зодчества.

Серия скульптурных портретов Г.Хусида, представленная на выставке, впечатляет психологической глубиной, умением воплотить в материале самые характерные стороны натуры: выдающийся пианист В.Горовиц, строго собранный перед выходом на сцену, отрешенный, вслушивающийся в себя, И.Бабель, словно готовящийся рассказать одну из своих знаменитых одесских новел, Шолом-Алейхем с его знаменитой грустной улыбкой...

И, наконец, удивительная по своей символической и философской сущности работа - «Все относительно» - скульптурная композиция, где в разноуровневых фигурах узнаются образы Христа, Карла Маркса и «маленького человека», излюбленного героя великой литературы, героя повседневности. Одновременно похожий на Чарли Чаплина, персонажей М.Шагала или Шолом-Алейхема он - не символ, а живая плоть.

Показательно, что именно эта, удивительная по своему замыслу и мастерству исполнения работа была отмечена сакраментальной надписью одного из «посетителей» выставки - жирным карандашом, рядом с названием работы, словно плевок из толпы, - слово «жид».

Скольким же еще поколениям надо смениться, скольким пророкам еще суждено пройти свой крестный путь, чтобы были преодолены расовые и кастовые предрассудки, чтобы изменился, потеплел трагический взгляд еврейской мадонны, отдающей людям свое дитя?

Простое и доброе приветствие - «шолом-алейхем» - «мир вам» - избрал для себя в качестве литературного имени наш выдающийся соотечественник. Его теплый, словно излучающий доброжелательность и любовь к людям живописный портрет кисти Д.Шостака находится в центре выставочной экспозиции.

В светлые, уже весенние дни праздника, который отмечают во всем мире, так хочется надеяться, что он станет праздником согласия народов, объединяющих свои силы для победы Света над тьмой.