UA / RU
Поддержать ZN.ua

Минкультовские миллионы. Кинодепартамент увидел в «Штольне» неоднозначную тему межконфессионных отношений

Все дискуссии относительно того, как государство финансирует киноотрасль, можно было бы продолжать и продолжать.....

Автор: Николай Скиба

Все дискуссии относительно того, как государство финансирует киноотрасль, можно было бы продолжать и продолжать... Но, может, лучше найти непосредственных «исполнителей» и «главных действующих лиц», причастных к этому иногда тайному процессу? Они не часто «светятся» в СМИ, однако решение многих вопросов зависит именно от них. Руководитель кинодепартамента нашего Министерства культуры и туризма Ярослав Голинский — именно из этой категории «действующих лиц» и «исполнителей». Он лучше других знает о круговороте кинофинансов в нашей природе. Именно о нем на страницах «ЗН» в весьма противоречивом контексте недавно упоминал руководитель компании «Арт хаус трафик» Денис Иванов в связи с недофинансированием Минкультом «первого украинского триллера» под названием «Штольня».

— Если говорить о ситуации вокруг фильма «Штольня», то как раз большинство членов экспертного совета при Министерстве культуры не советуют поддерживать эту картину, — заметил господин Голинский «ЗН». — Но официального и окончательного решения министерства еще нет, вопрос рассматривается. Напомню, что экспертный совет имеет статус совещательного органа. В кинодепартаменте министерства мы прислушиваемся к мнению экспертов, ведь точка зрения должна быть не заангажированной. Если говорить о фильме «Штольня», то замечания касались как невысокого профессионального уровня исполнения, так и социального контекста, сюжет картины в некоторой степени затрагивает межконфессионные отношения. «Штольня» — коммерческий проект. Потому наше ведомство о нем знало немного. Компания «Арт хаус трафик» обратилась к нам только на последнем этапе работы над фильмом с просьбой «рассмотреть возможность выделения одного миллиона гривен на завершение монтажа».

— Кто в данный момент входит в совет и сколько в нем экспертов?

— Рабочая группа состоит из пятнадцати человек, это в частности: Лариса Брюховецкая, Богдан Жолдак, Роман Ширман, Евгений Сивоконь, Леонид Череватенко, Андрей Халпахчи и другие. Существует Положение об экспертном совете, предусматривающее принципы ротации его членов.

— Как обычно происходит процедура рассмотрения претендентов на финансовую поддержку?

— Процедура отбора одинаковая для всех — и для дебютантов, и для маститых режиссеров. Каждый год в июне на сайте Министерства культуры и туризма размещается информация об условиях конкурса сценариев для программы производства на следующий год. Все имеют право предоставить пакет предложений, включающий, кроме литературного сценарного текста, расширенный лимит затрат, перечень авторов фильма и название студии или компании, которая возьмется за производство заявленной ленты. Преференций для государственных студий у нас нет. Главное, чтобы представленный проект поддержал совет по вопросам кинематографии, то есть эксперты.

По каждому из проектов дается письменное заключение с обоснованиями и оценкой: «поддерживаю», «не поддерживаю», «доработать». Если последняя оценка преобладает (или, по крайней мере, встречается довольно часто), мы возвращаем проект автору на доработку, после чего он снова может предложить свою работу.

— Много говорят о 50 млн. грн., выделенных из госбюджета 2005 года на развитие украинского кино и неиспользованных министерством. Не случится ли так и в нынешнем году?

— Действительно в 2005 году мы внесли изменения в Государственный бюджет Украины и в 2,2 раза увеличили ассигнования на поддержку национального кинематографа. На создание и распространение фильмов, в соответствии с уточненным бюджетом, было предусмотрено 50 млн. грн. Но дело в том, что предыдущий, 2004 год, был завершен с долгом Министерства культуры в сумме 4,2 млн. грн. за выполненные киностудиями работы и предоставленные услуги.

Сразу же эта сумма частично была использована на погашение долгов киностудиям. Ассигнования общего фонда госбюджета на протяжении 2005 года несколько раз корректировались. Сначала через бюджетный комитет Верховной Рады Министерство культуры обратилось с просьбой направить 850 тыс. грн. Киевскому национальному университету театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого на нужды студентов, а именно — на подготовку ими курсовых и дипломных работ.

Однако на протяжении 2005 года были еще две корректировки бюджета, и на кинопроизводство в очередной раз уточненный бюджет предусматривал к концу года 32 млн. грн. Остальная часть денег пошла на другие программы, связанные с культурой. Фактически же в 2005 году на финансирование национальных фильмов было направлено и израсходовано 26,5 млн. грн., что составляет 80% от плановых ассигнований, то есть — от 32 млн. На финансирование фильмов — как игровых, так и неигровых — по государственному заказу направлено 21,9 млн. грн. На производство художественных фильмов ушло 15 млн. грн., документальных — 5,5 млн., анимационных фильмов — 1 млн. 220 тыс. грн.

В прошлом году эти средства были распределены между пятью государственными киностудиями и десятью — негосударственными. На протяжении 2005 года в производстве находилось 77 кинофильмов, к концу года завершена работа над 36 лентами.

— Уточните, пожалуйста, на какие именно игровые фильмы пошли бюджетные средства.

— В 2005 году завершены несколько анимационных фильмов, в том числе «Засыплет снег дороги» Евгения Сивоконя (приз на фестивале в Клермон-Феране). Около 20% суммы выделено на финансирование фильмов-дебютов. Из работ известных режиссеров назову «Зиновий-Богдан Хмельницкий» Николая Мащенко, «Как Малана судьбу искала» Романа Ширмана, «Одна история сложная, другая сложнее» Киры Муратовой, «Братство» Станислава Клименко.

Но здесь есть один нюанс: фильмы, особенно полнометражные, не делаются с 1 января по 31 декабря, как правило, такие ленты переходят из года в год. Финансирование фильмов осуществляется в несколько этапов, и картины, подготовительные этапы которых выполнены в прошлом году, основных денежных вливаний требуют именно в нынешнем.

Почему возникает вопрос: где деньги? Дело в том, что работы над фильмами в 2005 году были возобновлены только с июля 2005 года. В марте пересматривался бюджет, движение средств фактически было заблокировано, позже коллегия Министерства культуры одобрила программу производства фильмов на 2005—2006 годы, потом снова были заморожены счета в связи с необходимостью предоставления Кабмину порядка использования бюджетных средств.

— Так как с 2006 годом?

— Сейчас в работе находится 41 фильм. На все про все в бюджете предусмотрено 50 млн. грн. Государство финансирует только научно-популярные, хроникально-документальные, а также фильмы для детей. Что касается игровых фильмов, то здесь нужны деньги продюсеров.

— У меня как у зрителя возникает закономерный вопрос: где я могу увидеть поддержанные Министерством культуры фильмы, в частности упомянутые вами документальные ленты?

— Многие кинотеатры сейчас находятся в дистрибьюторской сети, на которую мы не имеем никакого влияния и которая почти на 90% наполнена фильмами иностранного производства. И дорога к зрителю фильмов, о которых вы спрашиваете, проходит только через телевидение и специализированные показы, проведение недели украинского кино и т. д.

— Почему эти показы так редко проходят, если бюджетом предусмотрены специальные средства на распространение отечественной кинопродукции?

— На кинопрокат деньги не выделяются. Есть программа «Создание и распространение фильмов по государственному заказу». В этом году примерно 5 млн. грн. были выделены на тиражирование фильмов прежних лет, согласно заказам областных киновидеопрокатов. Это копии на разных носителях: на пленке, на видео, DVD. Надеемся, таким образом больше зрителей приобщится к отечественному киноискусству.

Согласно существующему порядку, запуская фильм в производство, министерство выкупает авторские права на него. Однако это не означает, что наше ведомство самостоятельно распоряжается прокатом выкупленной ленты: у нас нет ни государственных кинотеатров, ни собственной сети прокатных организаций. Иногда к нам обращаются дистрибьюторы или студии, изготовившие фильм.

В Киеве же ситуация такова, что здесь работают только современные кинотеатры, настроенные на получение большой прибыли, и они не хотят рисковать на украинских фильмах.

— А распространение через торговую сеть?

— Да, все фильмы, снятые в Украине на пленку, сейчас переведены на электронные носители, и права на них мы передаем для дистрибьюции — как на территории нашего государства, так и за ее пределами.

— Как вы относитесь к приходу в Украину иностранных инвесторов, желающих заниматься кинопроизводством и даже планирующих развитие собственных кинокомплексов, о чем недавно речь шла на страницах «ЗН»?

— Положительно. Положительным считаю также недавно принятое постановление Кабмина об обязательном дублировании и субтитровании иностранных фильмов на украинском языке. Считаю, что это важный шаг на пути развития отечественной киноиндустрии, появится больше работы для украинских актеров, переводчиков, права нужно будет выкупать на эту территорию. После того, как иностранная картина будет переведена в систему долби уже на украинском языке, она будет тиражироваться у нас — в том числе Национальным центром им. Александра Довженко, размещенным на территории бывшей киностудии.

— Что сейчас происходит с концерном «Довженко-фильм», о котором было много разговоров в середине прошлого года?

— «Довженко-фильм» — это была идея экс-министра культуры Оксаны Билозир. Неплохая, между прочим, идея, ведь предусматривалось создание государственного хозяйственного объединения на базе государственных киностудий. То есть речь шла не о слиянии в единое целое, а о координации усилий: творческо-производственных, финансовых, организационных. Но разработчики проекта не смогли прийти к единому решению в этом вопросе, и, в конце концов, новый министр прекратил действие приказа своего предшественника.

— Вы как представитель государства не боитесь, что отечественные фильмы, патронируемые вашим ведомством, не выдержат конкуренции со стороны независимых коммерческих проектов, например все того же Дениса Иванова или Александра Шапиро?

— Сейчас корпорация «Киев-Донбасс» планирует строить под Киевом местный «голливуд», это, в принципе, очень хорошо. Ведь инвесторы не приватизируют всех работников, а создадут новые рабочие места, зададут новые стандарты.

Украина готовится к вступлению в ВТО, проходит переговорный процесс, и хорошо, что государство не берет на себя обязательств по аудиовизуальному сектору. Это даст возможность регулировать рынок аудиовизуальных услуг на свое усмотрение.

Кстати, о Шапиро. Его компания обратилась к нам перед поездкой на фестиваль в Берлин с просьбой посодействовать субтитрованию за счет государственных средств ленты, включенной в фестивальную программу. И мы предоставили необходимую помощь в этом вопросе. Что касается фильма «Штольня» — у нас не было никаких предварительных обязательств, но, повторяю, и окончательные выводы еще не сделаны.

Недавно в стенах министерства прошло учредительное собрание Ассоциации продюсеров Украины. В эту организацию вошло около сорока человек, преимущественно молодые люди, имеющие опыт успешных проектов. Кстати, и Денис Иванов. Так что мы, скорее, партнеры, чем конкуренты.

— Какими вы видите перспективы украинского кино?

— Мы договорились, что совместно с ассоциацией будем подготавливать все материалы, необходимые для перехода украинского кинопроизводства на продюсерскую модель. Тогда, кстати, и авторские права будут оставаться за продюсерами.

Кроме того, министерством подготовлен проект (и уже принято соответствующее постановление Кабмина) о создании Государственной службы кинематографии как правительственного органа в подчинении Министерства культуры и туризма. У службы будут своя печать, штамп, и она самостоятельно будет решать все вопросы, связанные со сферой кино, но в подчинении министерства.

— А деньги тоже будут проходить через бухгалтерию Минкульта?

— Ну, это вопрос непростой, я пока точно не знаю, как будет работать этот механизм, но думаю, что будут целевые средства на кинопроизводство.