UA / RU
Поддержать ZN.ua

Минкульт попал в «Штольню»

На середину апреля «застолблены» прокатные экраны для редкой киноптицы, которая в 2006-м собирается...

Автор: Олег Вергелис
Продюсер Денис Иванов

На середину апреля «застолблены» прокатные экраны для редкой киноптицы, которая в 2006-м собирается долететь до середины Днепра… Это и «первый украинский триллер», и «картина зрительская, жанровая» (так утверждают создатели) — речь о «Штольне», ленте, о которой шумок давно разнесся по околице. А теперь и заваруха подоспела. Министерство культуры и туризма принципиально отказалось дофинансировать сущими крохами практически готовую украинскую ленту. И судьба кинопроекта в руках «утопающих» — тех самых создателей.

Творцы «Штольни» (режиссер Любомир Ковальчук, продюсеры Денис Иванов и Алексей Хорошко) по этому остросюжетному поводу подготовили для широкой общественности тревожное сообщение с протестными нотками — «Заява кінопрокатної компанії «Артхаус трафік» до українських громадян щодо невиконання Міністерством культури і туризму покладених на нього законодавством України функцій у галузі підтримки національної кінематографії». Аж дух перехватило…

Итак, противостоянию быть. Один из сопродюсеров «Штольни», руководитель «Арт-трафика» и активный пропагандист западноевропейских ценностей на отечественных «кінотеренах» Денис Иванов признался «ЗН», что ситуация с премьерной лентой для него не то чтобы страшная (согласно жанровой окраске фильма), но «аховая» точно…

— Ведь мы предложили министерству готовый продукт, — говорит г-н Иванов. — Фильм не то что снят — он смонтирован! Берите, используйте, записывайте и себя в непосредственные участники процесса. Я уверен, что эта картина хорошо пройдет в прокате. Это приключенческий триллер с внятным, динамичным сюжетом. Это то, чего недостает в украинском кино. Пятеро студентов-археологов едут на практику. Профессор помогает им искать уникальные краеведческие экспонаты… Так они попадают в заброшенную штольню… Сюжет пересказывать, разумеется, не стоит, чтобы не нарушать законы жанра. Но представьте, что этот проект уже начали расписывать по кинотеатрам… И даже в экспертной комиссии при Минкульте нам сказали: «Поддержим!» Дело ведь только за технологической составляющей — это звук, копии… На эти расходы требовался миллион гривен. Если учесть, что в прошлом году не использовано целых пятьдесят миллионов, выделенных на украинское кино, то наша цифра просто смешная. По большому счету это копейки… Хотя вовсе не копейки для украинского кинопроизводителя. Могу признаться: наши продюсеры на грани того, чтобы заложить даже свои квартиры… Поскольку эта картина уже заявлена на кинорынке Каннского международного кинофестиваля. А нарушать договорные обязательства с такими партнерами… Вы же сами понимаете. Меня действительно изумляет позиция Минкульта в связи со «Штольней»… Если вспомнить, что за прошлый год Минкульт, в общем, никак не проявил себя в кинопроизводстве — ни одной отечественной картины не было ни на «Молодости», нигде… Здесь же им предлагается все готовое. Но в ответ жесткое «нет». Точнее, сказали иначе: «Нет денег. Сами их найдите. Мы не можем». Но как в таком случае должна проявляться роль государства в поддержке национального кино, молодого кино, если экспертная комиссия поддерживает, а чиновники говорят «нет»?

— Может, ваши студенты в штольне не то искали? Может, им надо было найти сокровища Мазепы или прялку Чурай? С кем непосредственно вы решали в Минкульте экономические вопросы? С Лиховым? С Корниенко?

— Начальник Департамента кинематографии — Ярослав Сафронович Голинский. Но, полагаю, основные решения по распределению финансов на кинематограф исходят не от него, а «сверху»… Возможно, эта дамба, выросшая перед новыми украинскими картинами, возникла в связи с тем, что основные средства будут перераспределены на «Бульбу» или иные аналогичные мегапроекты, существующие больше в воображении создателей и заказчиков? Известно также, что средства выделяются Минкультом и в «черную дыру» киностудии имени Довженко. А фильмов оттуда как не было, так и нет. У нас же 13 апреля — премьера. Мы выжаты. И делать нечего, придется идти до последнего, чтобы закончить картину.