UA / RU
Поддержать ZN.ua

Михаил Дидык: «УДАЧА УЛЫБАЛАСЬ МНЕ С ПЕРВЫХ ШАГОВ»

Два года назад Михаил Дидык стремительно ворвался в театральную жизнь столицы. Альфред в «Травиат...

Автор: Александр Москалец

Два года назад Михаил Дидык стремительно ворвался в театральную жизнь столицы. Альфред в «Травиате», спетый в благотворительном спектакле-бенефисе Евгении Мирошниченко, сразу привлек к молодому тенору внимание завсегдатаев Национальной оперы. Тогда вместо традиционного отборочного прослушивания певцу оказалось достаточным спеть несколько арий в одном из репетиционных классов театра. Сразу после этого дирекция сочла возможным доверить ему участие в спектакле, который состоялся в День Киева и собрал заполненный до отказа зал. Официальное зачисление в труппу последовало в следующем сезоне, накануне нового 1995 года. К этому времени за плечами молодого певца был еще один дебют - в партии Ленского. Такой список партий, проходящий через вершины мирового тенорового репертуара, мало характерен для начала карьеры, но в дальнейшем «планка» поддерживалась на столь же высоком уровне - «под занавес» сезона 1994/1995 годов Дидык уже спел партию Пинкертона в премьерном спектакле «Чио-Чио-сан». Эта партия была предложена ему народными артистами Украины дирижером-постановщиком спектакля Олегом Рябовым и режиссером Ириной Молостовой. И испытание снова было выдержано достойно.

Затем в конце истекшего сезона прошла премьера «Пиковой дамы». Михаил исполнил партию Германа - одну из сложнейших драматических партий во всей мировой музыкальной литературе, требующую, к тому же, мастерской актерской игры. Обычно тенора обращаются к ней в более зрелом возрасте - примерно после сорока лет. Но Михаилу удалось создать цельный и убедительный образ, органично влившийся в «ткань» спектакля. Особенно примечательным в актерском плане было то, что певцу удалось избежать статики, которой «болеют» многие солисты. Именно в этом спектакле началось сотрудничество с главным дирижером театра, народным артистом Украины и России Владимиром Кожухарем и главным режиссером, народным артистом СССР Дмитрием Гнатюком. На первой же оркестровой репетиции «Пиковой дамы» случился забавный эпизод. В первой картине при выходе Германа происходит его диалог с графом Томским, где на вопрос: «Скажи мне Герман, что с тобою? Ты болен?» Герман отвечает: «Я здоров.» Молодой тенор, видимо, взволнованный предстоящим дебютом, по ошибке пропел: «Я богат», что произвело неизгладимое впечатление на коллег.

Сейчас на очереди - участие в новой работе театра - спектакле «Риголетто» (в партии Герцога, премьера состоится в будущем сезоне), а также ввод в спектакль «Борис Годунов» на партию Самозванца. И такие впечатляющие достижения - всего в течение полутора театральных сезонов!

Преподаватель кафедры сольного пения Национальной музыкальной академии Украины, дипломант всеукраинского конкурса вокалистов Михаил Дидык начинал свой путь в музыке как хоровой дирижер. Именно по этой специальности он закончил Хмельницкое музыкальное училище. Но тяга к пению проявилась значительно раньше - с детства. Поэтому выбор вокального факультета при поступлении в Киевскую государственную консерваторию был достаточно закономерным. Интересную страницу гастрольной деятельности певца составили концерты во многих странах мира, в которых Дидык участвовал как солист ансамбля Киевского военного округа.

Любопытно, что первым детским оперным впечатлением певца было посещение спектакля одесской оперы «Запорожец за Дунаем». Может быть, в свое время это стало одним из первых импульсов, приведших к выбору певческой профессии.

Поначалу комплекс его данных, его «фактура» предполагали блестящие перспективы в опереточном жанре. Это подтвердили и успешные дебюты в опереттах «Летучая мышь» Штрауса (партия Альфреда) и «Фиалка Монмартра» Кальмана (партия Рауля) на сцене оперной студии консерватории. Однако со временем стало ясно, что призвание Михаила - все-таки оперная сцена. Разобраться в себе помогли и педагоги - прославленные тенора народный артист СССР Василий Третьяк, а после его смерти - народный артист Украины, профессор Владимир Тимохин. Самая кропотливая работа, буквально по фразам, проходила в камерном классе, где педагогом певца была «патриарх» украинской вокальной школы профессор Зоя Ефимовна Лихтман. С ней подготовлен обширный концертный репертуар, включающий вокальный цикл Шумана «Любовь поэта», «Детскую» Мусоргского и множество других романсов - Чайковского, Рахманинова, Шуберта, Бетховена, Лысенко, Г. Майбороды. Пока лишь немногое из этого записано для фонда Украинского радио. Постоянным концертмейстером в классе Лихтман является Марина Сагайдачная, творческое сотрудничество с которой продолжается до сих пор и во многом способствует формированию певца.

В 1993 году Михаил прошел стажировку во Франции у профессора Анны-Марии Бонди в Ecole lyrique при парижской Опере Бастилии. Эта школа в чем-то напоминает стажерскую группу в нашем театре. Сама же профессор Бонди часто выступает в качестве консультанта по вокалу в «Ла Скала» и других ведущих оперных театрах Западной Европы. Подход к подготовке оперных певцов на Западе произвел большое впечатление на молодого певца из Украины, которого, увы, упорно называли «русским Мишей».

Михаилу посчастливилось получить весьма солидное для вокалиста музыкальное образование - после окончания консерватории он прошел ассистентуру-стажировку у своего профессора. В прошлом году у педагога Дидыка уже появился первый выпускник-вокалист. В последнее время творческим наставником Михаила является Евгения Семеновна Мирошниченко.

Певцу подвластны партии как лирического, так и драматического плана. «Я просто тенор», - смущенно отвечает он на вопросы дотошных меломанов, интересующихся точным названием его голоса. Творческие планы Михаила связаны и с концертной деятельностью - он участвует в концертах творческой молодежи театра, правительственных концертах, мечтает спеть сольный концерт в реконструированном зале Киевской филармонии. А в 1994 году в Самаре им было спето сольное отделение. Кроме того, у Дидыка имеются уже довольно значительные достижения в кантатно-ораториальном жанре - на его счету «Реквиемы» Моцарта и Верди, «Salve Regina» Гайдна, «Кармина Бурана» Орфа, «Торжественная месса» Бетховена, «Стабат Матер» Дворжака и «Всенощное бдение» Рахманинова.

Своими кумирами Дидык считает Пласидо Доминго и Николая Гедду. Кстати, молодой певец проявляет интерес не только к академическому жанру - недавно снят клип по песне «Memory» из мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки». И слушать он любит самую разнообразную музыку - и популярные аранжировки классики, и музыку в стиле кантри.

Одним словом, следующий театральный сезон вновь подарит нам радость общения с искусством Михаила Дидыка. Его ждет много интересной работы, а нас, слушателей, - много новых впечатлений.