UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИФЫ И ПАРАДОКСЫ МУЗЫКИ ВИТАЛИЯ ПАЦЕРЫ

Время летит неумолимо, а былое 60-х годов, его имена и деяния часто возвращаются памятью. Что это: вчерашний день, размытое сегодня или очертания будущего?..

Автор: Борис Деменко

Время летит неумолимо, а былое 60-х годов, его имена и деяния часто возвращаются памятью. Что это: вчерашний день, размытое сегодня или очертания будущего?

... Оканчивая Киевское музучилище, неуемный студент В.Пацера вступает в спор как теоретик с членами госкомиссии по представленной им дипломной работе. Киевская консерватория, стены которой содрогаются от исполнения сочинений В.Пацеры. Рецензии в зарубежной прессе, приводящие правоверную профессуру в служебный шок. Распределение, точнее, «катапультирование» неугодного студента из Киева на десятки лет. Погружение в раздумья и напряженную работу. Изучение современного авангарда. Работа на Урале, общение с композиторами Свердловской организации Союза композиторов СССР, многочисленные концерты, отзывы на них в печати. Избегание сует и соблазнов жизни, а по сути скрытый вызов судьбе на тернистом пути самопознания и творчества, в простом сознании понимаемых лишь как мираж...

Сейчас шестидесятнику - за шестьдесят. Но хочется спросить: разве фанатизм профессионала и колоссальная работоспособность не принесли свои естественные плоды? Ведь за время исчезновения из киевских горизонтов написаны семь симфоний, концерты для фортепиано с оркестром, скрипки, трубы, тромбона, брас-квартета, 23 сонаты (среди которых фундаментальные «Неразрешимые диалоги», «Оргии при затмении луны», «Дьявол и Христос»), 30 прелюдий и 17 вальсов для фортепиано, различная инструментальная, хоровая, вокальная музыка, трио памяти А.Сахарова и многое другое, добавим к тому же написанные в последние два года «Реквием» в одиннадцати частях для хора, солистов и оркестра, «Симфонию духов» для большого симфонического состава и ряд других сочинений.

Уверен, все это по своему качеству и количеству является вполне достаточным для проведения, наконец, какого-нибудь солидного, заслуженного представления творчества композитора широкой музыкальной общественности, - скажем, фестиваля музыки Виталия Пацеры. Дополненная на протяжении сезона персоналиями других, ныне здравствующих и памятных композиторов Украины и зарубежья, такого рода акция (допустим, начиная с 2000 г.) могла бы в принципе стать началом в организации новой формы наиболее ответственного, представительного и систематически полного - монографического - показа творчества какого-либо одного композитора наряду с ныне действующими формами. Украинская музыкальная культура, ее композиторская школа - великолепное тому основание, а крупномасштабное представление творчества украинских композиторов станет более фундаментальной, этапной для музыкальной культуры Украины их значительной формой, чем, скажем, ограничение обычной фест-калейдоскопической. Композиторы станут тогда более понятными и ясными современникам по существу, а не по обрывкам из отрывков их творчества в случайных сочетаниях с эскизами других авторов. Здесь же, однако, позволю себе остановиться хотя бы на двух эпизодах творчества харьковского ныне композитора В.Пацеры, остающихся для нас пока еще, к сожалению, вне его монографической панорамы.

Первая моя встреча с мастером после долгой творческой разлуки произошла на одном из концертов «Киевских премьер», в котором прозвучала его сюита-моносимфония «Интегральные речитативы» для тромбона и фортепиано, состоящая из пяти частей: 1. Мифы и парадоксы; 2. Видение; 3. Лунная тень; 4. Одинокий крест; 5. Возвышение. Программность этого сочинения заставляет думать о совершенно новых концептуальных ориентациях композитора: это воспоминание о будущем в реальных человеческих возможностях, средствах инструментальной выразительности. Самоцельность экспериментирования здесь себя уже исчерпывает. Слышится углубленный, художественно неординарный автор с парадоксальным видением вечных проблем искусства и жизни. Все переплетается в одном чувстве глубокого осмысления времени в синхронно-диахронном сотворчестве исполнителей с автором композиции: поющий тромбон Олега Федоркова, тонкий пианизм Алексея Попова наполняют душу то смятением, то умиротворением, отрешенностью философских линий, вопрошанием себе и окружающему. Так рождается надежда на творческую победу истинного художника, невзирая на безысходность и вопреки давящим обстоятельствам.

Действительно, спустя некоторое время - новое ошеломляющее впечатление: встреча с концертом для тромбона и камерного оркестра В. Пацеры на IX «Киев музик-фесте-98». Дирижер - знаменитый Роман Кофман. Солист - все тот же неистовый тромбонист, лауреат международных конкурсов Олег Федорков, который в многолетнем творческом содружестве с композитором исполнил более 20 его сочинений для тромбона и фортепиано. Сочинений, являющихся, по мнению специалистов, новым словом в мировой тромбоновой литературе по разработке в ней средств темброво-интонационной выразительности инструмента, концептуального своеобразия технических задач исполнителя. Редкое ныне мастерство во владении композитором оркестровым письмом очень точно выразил, как нам кажется, киевский дирижер Олег Николаенко, который сказал, что от музыки В.Пацеры «возникает впечатление, будто композитор сам владеет игрой на всех инструментах оркестра, настолько удобно для музыкантов он излагает свою художественную идею». И в самом деле, думая о музыке В.Пацеры, спрашиваешь себя: а разве не является мифом то, что современную музыкальную мысль можно изложить лишь авангардным или поставангардным способом, а парадоксом - что та же мысль может быть превосходно изложена и излагается также и средствами вокализированно воспринимаемой музыкальной мысли и ее драматургического развития. Как это и делается в музыке В.Пацеры - зачинателя музыкального авангарда в Киеве, Украине?! Ведь вокализируется то, что по природе своей мелодично. В известной трансформации, думается, указанную проблему можно отнести и к другим видам искусства. Но позитивный ответ на поставленный нами вопрос находит подтверждение также и в том, что композитор не коконизирует себя технологиями, так сказать, серьезной (читай: атональной) музыка. Он великолепно владеет жанрами также джазовой музыки, создав в этом плане более 40 сочинений - баллад, пьес, ансамблей и др.

Я задал композитору обычный для интервьюера вопрос: ваши планы на будущее? Ответ: «Сейчас идет подготовка авторского концерта с молодежным оркестром Харькова, в котором центральным сочинением будет премьера «Симфонии духов». Поэтому в планах, естественно, и поиски средств на его проведение...». И т.д. О себе говорит коротко: «Я - работяга. Поэтому времени на расслабление просто нет».

Судя по ответу, композитор не мечтает даже, когда начнут издавать его сочинения, когда они войдут в репертуар широкого круга исполнителей и когда его творчество станет предметом серьезных искусствоведческих исследований, обобщений, предметом спонсорского и общественного внимания. Однако мы уверены, что художник мечтает, чтобы победил все-таки Христос, а не дьявол, живой парадокс, а не миф, - об этом и говорит все его творчество.