Похоже, что 38-й Сан-Францисский международный кинофестиваль будет сконцентрирован на творчестве собственных своих лауреатов. Режиссеров-лауреатов предыдущих фестивалей.
Напомню, что фестиваль в Сан-Франциско — не конкурсный, здесь нет соревнования за первое, второе, третье места. Это так называемый «фестиваль фестивалей».
Главная фестивальная награда — приз имени Куросавы. Она присуждается за вклад в развитие киноискусства. Первым ее лауреатом стал в 1986 году Акира Куросава, а вслед за ним — Майкл Пауэлл, Роберт Брессон, Джозеф Манкевич, Иржи Менцель, Марсель Карне, Сатяджит Рэй, Усман Сембен и Мануэль ди Оливейра.
Лауреатом этого года станет ветеран американского кино Стенли Донен.
Самые знаменитые фильмы Донена были сделаны в 50—60-х годах. В фильмах, поставленных Доненом, снимались Одри Хепберн, Фред Астер, Ингрид Бергман, Софи Лорен, Грегори Пек, Дорис Дэй, Кери Грант.
Стенли Донен — мастер по специальности «американское кино». Не в том смысле, что его фильмы сделаны в Соединенных Штатах Америки. Думаю, каждому ясно, что такое «аме-риканское кино», или, иначе сказать, «голливудское кино»; это не оценка — это почти жанр. Такое кино делают не только в Америке, но и в Европе, и в Азии (особенно в Китае и на Тайване), делают его и в России.
Следующая награда фестиваля — это приз имени Мейла Новикова, присуждаемый за вклад в изучение и пропаганду киноискусства. В прошлом году приз Новикова увез в Москву один из самых уважаемых людей в мире кино — архивист и историк Наум Клейман. Приз этого года будет вручен лионскому Люмьеровскому институту.
Далее — актерский приз, учрежденный фирмой Пейпер-Хедсек. Приз этот довольно молодой, появился он всего лишь пять лет назад. Обладателями его уже стали Анжелика Хьюстон, Джина Дэвис, Денни Гловер и Жерар Депардье. Вопреки сложившейся традиции, директор фестиваля Питер Скарлет не объявил на фестивальной пресс-конферен-ции имя лауреата 1995 года (Питер, надо сказать, вообще обожает секреты и сюрпризы). Лауреат будет назван в середине фестиваля, 30 апреля.
В рамках нынешнего фестиваля пройдут три специальные программы. Это, во-первых, ретроспектива фильмов одного из обладателей приза Куросавы Майкла Пауэлла. Затем программа работ документалиста Леса Бланка. Третья программа посвящена легендарной итальянской сценаристке Сузо Чекки Д’Амико, которой довелось работать с Висконти («Самая красивая», «Леопард», «Людвиг», «Рокко и его братья», «Чувство», «Невинный»), с Антониони («Подруги», «Побежденные», «Дама без камелий»), с Де Сикой («Похитители велосипедов», «Чудо в Милане»). И даже с Никитой Михалковым («Очи черные»).
Лауреат 1990 года Иржи Менцель, получивший, кстати, в 1966 году Оскара за свой замечательный фильм «Поезда под пристальным наблюдением») представил на фестиваль картину, снятую в России, — экранизацию романа Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Мне не кажется этот фильм удачей, хотя все в нем аккуратно выверено: отличные типажи, прекрасная игра, точный ритм. И одновременно ощущение, что забыли эту конструкцию побрызгать живой водой.
Фильм прошлогоднего лауреата Мануэля ди Оливейры живой водой побрызгать не забыли. «Коробка слепца» — несомненно одна из лучших картин фестиваля. Впрочем, как-то неудобно говорить об Оливейре в таких терминах — лучший, худший. «Коробка слепца» — настоящий фильм Оливейры и это, мне кажется, исчерпывающая характеристика. Так мы говорим: настоящий Бергман, настоящий Тарковский. Здесь не нужно ничего прибавлять.