UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕЖДУ «РЕОРГАНИЗАЦИЕЙ» И «ЛИКВИДАЦИЕЙ»

Говорят, в одну и ту же воронку второй раз снаряд не попадет. Глупости говорят — бывают такие «плохие места»...

Автор: Екатерина Щеткина

Говорят, в одну и ту же воронку второй раз снаряд не попадет. Глупости говорят — бывают такие «плохие места». События вокруг Днепропетровской филармонии тому доказательство. Приблизительно пять лет назад в такую же полузиму, как сейчас, я была откомандирована редакцией в «город на Днепре» посмотреть, «как оно там на самом деле». Тогда, правда, о «ликвидации» говорили только самые эмоциональные. Сторонники «взвешенности» сразу называли происходящее «реорганизацией». Она заключалась в желании местных властей объединить филармонический оркестр, оставшийся после закрытия филармонии бездомным, безработным, а значит и бесхлебным, с оперным театром. Что было удивительно и в то же время обнадеживало — оркестр не покорился.

Что характерно, оперный театр, планировалось, также будет заниматься еще и концертно-гастрольной деятельностью. Вот это, кажется, больше всего не давало и не дает покоя «реорганизаторам». Думаю, не надо объяснять, что концертно-гастрольная деятельность — одна из немногих в области изящных (а особенно не очень изящных) искусств, которая может приносить прибыль. А если поднатореть — то и немалую.

Поэтому, когда спустя пять лет я обнаружила, что над филармонией, уже и так потрепанной прошлыми неурядицами, опять сгустились тучи, мои глаза невольно начали бегать по строчкам и искать что-то знакомое. Увлекшись поисками, поначалу я даже не заметила, что речь идет уже не о «реорганизации», а о «ликвидации». Обнаружив искомое упоминание об «организации концертно-гастрольной деятельности», я успокоилась и прочитала документ еще раз. Он превзошел мои ожидания, и чье-то стремление в очередной раз подмять под себя доходную статью или отхватить неплохое, недавно отремонтированное здание отошло на второй план.

Как это стало убийственно просто: «взять и отменить». Ради наживы можно «ликвидировать» человека, а можно и целую филармонию. Вы считаете, что это не одно и то же? Может, вы и правы. Конечно, в данном случае речь идет не о жизни и смерти, а всего лишь о чьем-то попранном достоинстве, чьих-то нарушенных правах. Для нас гражданская травма или даже гражданская смерть не равноценна физической. О профессиональной смерти мы уже даже не вспоминаем. Государство в лице облрады сыграло роль высокого господина, которому надоел его придворный оркестр, он решил его выгнать прочь. Ему все равно, что станут делать дальше эти люди, — оно вершит свою волю, как считает нужным.

Впрочем, после самоуверенного жеста «информирования» руководства филармонии телеграммой о том, что их участь решена, зампредседателя облрады был вынужден уверять общественность в том, что депутаты «погорячились», написав слово «ликвидация» вместо «реорганизация» — просто очень уж торопились принять решение. Оказывается, коллектив филармонии все «неправильно понял». Так и хочется вспомнить о профессионализме в связи с тем, что «депутаты погорячились», «употребили не то слово», а «на самом деле они имели в виду» и т.д. А вы чувствуете разницу между «ликвидацией» и «реорганизацией»? Зампредседателя В.Пасечник, кажется, чувствует. А вы уверены, что эта разница будет учтена при проведении означенного документа «в жизнь»?

Музыканты не верят. Видимо, после событий 97 года они потеряли доверие к своей местной власти. Что ж, не они одни. За последние пять лет довольно много народу потеряло доверие не только к местной, но и к центральной власти. Можно, подчинившись моде, сказать, что события вокруг Днепропетровской филармонии «знаковые». Но поможет ли это музыкантам и музыке? Спасет ли это филармонию от очередной ликвидации, простите, реорганизации? К сожалению, ситуация оказалась «знаковой» не только в смысле пренебрежения власти к своему народу — тут «знаков» пруд пруди. Она «знаковая» также в смысле отношения людей к музыке и друг другу — много ли жителей Днепропетровска вышли на защиту СВОЕЙ филармонии от своеволия власти? Она «знаковая» в смысле отношений между музыкантами: много ли киевских, львовских, донецких и всех прочих музыкантов (включая «незадействованных» днепропетровских) в едином порыве протестуют против такого отношения к собратьям по цеху? В защиту филармонии, с гордостью за свою нацию сообщают информагентства, выступило около 30 деятелей украинской культуры. Так и хочется крикнуть: «И все?! Да ведь у нас одних только народных артистов в ... раз больше! И некоторые из них вхожи в самые высокие кабинеты, имеют влияние на самую высокую власть, а кое-кто из них и сами — власть!». Правда. Но это ничем пока не помогло ни Днепропетровской филармонии, ни музыке вообще.