UA / RU
Поддержать ZN.ua

Между героикой и посттравмой

Об украинском документальном комиксе

Автор: Оксана Гудошник

Современный комикс перерос понимание его как непритязательного комического жанра. Сегодня комикс — распространенное как андеграундное, так и массовое явление. Этот отдельный вид искусства настолько расширил свои границы, что перестал ассоциироваться только с героикой классических блокбастеров. Комикс смело презентует наиболее противоречивые явления современности, становится формой культурной адаптации и медийным посредником в показе исторических событий и воспроизведении травматического опыта.

Документальный комикс обычно содержит рассказы свидетелей, участников важных событий, в нем воспроизводятся воспоминания очевидцев, иногда коренным образом разрушающие сформированные стереотипные представления. В мире существуют комиксы о военных преступлениях, геноциде, техногенных катастрофах, международных и межнациональных конфликтах, в частности и о Второй мировой войне. Например, француз Эмманюэль Лепаж нарисовал комикс «Одна весна в Чорнобилі» — графический рассказ о техногенной катастрофе в Украине. А итальянский художник Игорь Трувери в цикле графических новелл «Украинские тетради» воссоздал воспоминания очевидцев Голодомора.

Национальное пространство документальных комиксов довольно пестрое и по смыслу, и по качеству. В направлении представлены как известные авторы и издательства, так и самиздатный формат, где комикс выполняет, скорее, иллюстративную функцию к авторским рассказам и историям. Какие же темы интересуют украинских комиксистов?

Согласно данным ресурса Vertigo за 2019 год, документальный жанр на рынке комиксов Украины занимает 4%, хотя запрос на социальную тематику достаточно высок, а следовательно, есть потенциал для развития. Поэтому в украинском документальном комиксе можно условно выделить следующие тематические векторы.

Историко-героический нарратив. Увлечение миром киногероики Marvel и DC заставило украинский документальный комикс в ускоренном режиме искать собственных супергероев и символические примеры эпического. Героическое выступило мощным национальным признаком мифа, а отечественный комикс прошел стадии раскрытия этого мифа через легко узнаваемую читателем казацкую героику, альтернативную историю, а дальше — к документализированным военным комиксам. Сюжетным источником для них стали интервью и воспоминания героев Донецкого аэропорта («Кіборги»), истории защитников Савур-могилы («Звитяга»), авторское восприятие и трактовка хода событий 2014–2015 годов («Охоронці країни»). Можно уверенно сказать, что социально-политический фактор 2014-го и последующих лет повлиял на общий тон украинского комикса. Надеемся, легкость, развлекательность, ироничный троллинг в дальнейшем не исчезнут. Далее — фантастика, героика, хоррор, альтернативная история, стимпанк и документальные жанры.

КОМІКС КІБОРГИ

Биографический нарратив. Большинство документальных комиксов этого направления выстроены в пространстве визуализации устных историй и интервью, возникли при содействии международных фондов и организаций и в определенной степени связаны с их тематикой. Так, при поддержке Представительства Международной организации по миграции в Украине и общественных организаций возник проект «На межі» (2011), среди авторов которого был всемирно известный комиксист и основатель направления комиксовой журналистики Дэн Арчер. Устные свидетельства семи пациентов реабилитационного центра Представительства Международной организации по миграции в Украине легли в основу представленного комикса.

Авторы не только подчеркивали интерес к важной и глобальной теме, — комикс был направлен и на сочувствие («эмоциональный отклик»), и на осознанное понимание собственной причастности к проблеме. Большой круг людей оказался причастен к травматическим мытарствам украинцев на нивах трудовой миграции. Жестокие родители и работники социальных учреждений, калечащие судьбы малолетних. Общественная терпимость к так называемому кругу насилия, где жертвы вербуют других ради собственной свободы. Отсутствие общественного интереса к вопросам сексуального насилия и трудовой эксплуатации. Эти важные темы активно имплементировались в повестку дня украинской политики и быта, но 2014 год жестоко и безжалостно поставил новые.

Отдельно хочется выделить графический роман Сергея Захарова «Діра» (2016), вряд ли соответствующий техническому определению «комикс». Объединение рисунков, созданных в застенке «ДНР», по словам самого автора, были, скорее, формой психотерапии, поддержкой в нечеловеческих условиях допросов, инсценированных расстрелов и панорамы сломанных людских судеб, которые ежедневно разворачивалась в Дыре. Трагическая эмоциональность этих свидетельств в романе дополнялась документальными хронологиями, пояснениями, закадровым «озвучиванием реплик» действующих лиц и героев.

Иллюстрация из графического романа Сергея Захарова «Діра»

В то же время тема войны становится фоном и главным двигателем всех сюжетных линий графического романа «Перекресток: девять историй о войне и насилии» (2017). Показательным в этом сборнике графических новелл является активное сотрудничество членов мощной команды: художников (среди них уже упомянутый Сергей Захаров), редакторов и документаторов. Важной для нашей темы стало обращение авторов к методикам устной истории, которые на сегодняшний день в документальном комиксе обретают распространенные практики и многообразность воспроизведений. Истории в этом режиме максимально личностны, — они лишены диктата времени, обязательной формы вопрос-ответ (иногда просто монологические рассказы), «без влияний и инструкций», как отмечают авторы. Из-за этого и хронотопные границы романа широкие: от начала войны до повседневности оккупации; большие города (Симферополь, Львов, Киев, Луганск, Донецк) рядом с неизвестными до войны, но получившими трагическую славу (Иловайск, Трехизбенка). Разноплановые герои и сюжеты объединены композиционным стержнем «вагонных разговоров» с журналисткой из Германии, работавшей в горячих точках. Сверхзадание — показать отдельные человеческие судьбы на фоне войны — влияет на графическое воплощение: серо-черные изображения, много персонажей, «перенаселенность» кадров, подчеркнутое отсутствие рамок и промежутков между панелями.

Значимой видится способность документального комикса миксировать, приглушать отталкивающие кровавые сцены насилия и жестокости. Графический документальный реализм призван привлечь внимание к проблеме, оставить в памяти обиды и смыслы крайне сложных и трагических событий. Этот принцип коммеморации и значимости авторского голоса активно применен в украинском документальном комиксе не только в дискурсе трагическом. Акцентированная стигматизация порождает проблему «потери чувствительности» обществом, а следовательно, жанр документального комикса видоизменяется: субъективность авторского видения мира реализуется в новейших формах биографий (почитайте, например, «Все це триватиме далі» Анны Санден) и устноисторических хроник, в комиксовой журналистике и газетных стрипах (подробнее здесь и здесь), в комикс-буках и синглах, в поисках своих тем и своего стиля.

Как видим, комиксы могут быть и на серьезные, совсем недетские темы. Благодаря им можно доступно ознакомиться и с историей страны, и с культурой, а также рассказать правду о трагических событиях в Украине западной аудитории.