UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕЖ ДВУХ РАВНОМАНЯЩИХ ЯСТВ

В Киевском музее русского искусства открылась выставка «Итальянское искусство XIV - XIX веков» из собрания Киевского музея западного и восточного искусства...

Автор: Зоя Рябинина

В Киевском музее русского искусства открылась выставка «Итальянское искусство XIV - XIX веков» из собрания Киевского музея западного и восточного искусства.

Выставка состоит из произведений, приобретенных на крупнейших аукционах Италии в последней четверти XIX - начале XX веков известными киевскими коллекционерами Богданом Ивановичем и Варварой Николовной Ханенко. Мечтой супругов Ханенко было создание в Украине первого общедоступного музея произведений мирового искусства, который, согласно их завещанию, стал достоянием города Киева.

Для киевлян и гостей Киева это фактически единственная возможность увидеть многие картины, обычно высоко развешенные, вблизи и окунуться в прекрасный мир произведений, собранных Б.И. и В.Н.Ханенко.

Дверь в Зеленый кабинет была раскрыта настежь. Здесь в беспорядочном нагромождении картин и сдвинутых скульптур он угадал группу итальянских работ для той, новой системы павески, о которой вчера они говорили с Варварой. «Когда она все это успела», - подумал он и сел в свое любимое кресло у стола со скульптурой Тота.

В зале были собраны разные вещи, среди которых преобладали картины итальянских мастеров, купленные им, кажется, совсем недавно. И вот теперь пора бы подумать о судьбе коллекции. Отклики на последнюю выставку в Петербурге до сих пор переполняли его гордостью за дело, которому он посвятил всю свою жизнь. Он был твердо уверен, что коллекция должна остаться его любимому Киеву, его нынешнему и всем грядущим поколениям. «И о нас с Варенькой, может быть, вспомнят добрым словом», - подумал он и, словно испугавшись тщеславных мыслей, стал быстро перебирать картины. Одна из них привлекла его внимание и словно обожгла сердце далекими светлыми воспоминаниями, связанными с их первой поездкой в Италию. Это была «Девушка с птичкой» Ч.Фракасини. Они купили ее в Риме, в лавке антиквара Менкетти. Тогда они только поженились, и ездили за границу, осматривая по пути галереи Вены, Венеции, Болоньи, Флоренции, Рима и Неаполя. Во время первого посещения Италии были сделаны некоторые приобретения, среди которых была и эта картина Чезаре Фракасини - известного в то время художника. Его фрески и картины украшали многие итальянские церкви и палаццо.

Однако «под каким влиянием был сделан выбор купленных вещей, - пишет Б.И.Ханенко в своих «Записках», - сказать не могу - были счастливые светлые дни, все улыбалось кругом, и мы купили то, что встретилось и понравилось». Богдан Иванович пишет, что в ту поездку в Италию он впервые ознакомился с памятниками древнего Рима и совершенно был подавлен массой новых впечатлений, разобраться в которых не мог. «Я ходил по музеям, смотрел на мраморы, глиняные вазы, древние бронзы. Чувствуя их красу, я пришел к сознанию, что мое представление об искусстве далеко не было полным».

Однако молодой юрист уже в первые годы своей собирательской деятельности совершал покупки, которые делают честь его вкусу. Еще в Петербурге, где Б.И.Ханенко начал свою карьеру в качестве мирового судьи, он сделал «самое важное», по его словам, приобретение - «Аллегорию» художника венецианской школы XVII века. Он очень гордился покупкой, а многие ученые тогда склонны были приписать работу самому Тициану. Картина сначала находилась в Императорском Эрмитаже, затем была пожалована императором Павлом I графу Ильинскому. Вскоре, во время пожара, графский дворец, в котором находилась картина, погиб, и чудом уцелевшие вещи с распродажи оставшегося имущества Ильинских попали к почтмейстеру Житомира Семенову. Он и привез работу для реализации в Петербург.

Несколько поодаль небольшой группой у окна стояли вещи, которыми он особенно гордился. Это были произведения ранней итальянской живописи, интерес к которой возник в России сравнительно недавно, и которые относились к числу редких в коллекциях русских собирателей. Почти все они были приобретены в Риме, в 1891 году на аукционе собрания А.Альберичи. Это были прекрасные подлинные работы - Барнабы да Модены, Якобелло дель Фьоре, Маэстро ди Паоло, Пьетро да Орвьето. С небольшой Екатериной Сиенской, приобретенной еще в 1889 году на аукционе Л.Паар, там же в Риме - это была ценнейшая по тем временам коллекция подлинных итальянских примитивов XIV - XV веков.

Если фигуры центрального ряда алтаря Пьетро да Орвьето с их скованностью, тяжеловесной текучестью складок, приблизительным представлением о пропорциях - были исполнены еще в средневековом духе, то изображения других мелкофигурных сцен в пределле и в тимпанах отличались иным, светским характером. В тимпанной композиции «Благовещение» художник изображает прелестную женственную Марию в ярком, красноватого тона платье, мягко ниспадающем с колен, и коленопреклоненного архангела в одеянии из павлиньих перьев.

Слева, у ног св. Бенедикта - фигура коленопреклоненного донатора, дарителя, которому принадлежала идея заказа этого алтарного образа и принесения его затем в дар церкви. Фигура донатора очень мала, но это уже портрет человека, обладающего индивидуальной характеристикой. Именно с таких фигур, впервые появившихся еще в XIII веке в Венеции, и начинался новый европейский портрет, достигший высочайшего уровня в работах Рембрандта.

В другой пределле венецианца Якобелло дель Фьоре фигура донатора более выразительна. Она хорошо прочитывается на левой створке с изображением Богоматери. Известно имя изображенного донатора. Это «магистр господин Карпарис Иоанн из Фирмы (Фермо), архиепископ фирманский», он же был и «наставником церкви в Мутине». Об этом нам рассказывает латинская надпись, расположенная внизу под изображением. Ученые довольно точно установили, что киевская пределла написана мастером около 1405 года.

В 1898 году к группе раннеитальянской живописи прибавился еще один шедевр - «Голгофа», приобретенный Б.И.Ханенко в Риме на аукционе Г.Строганова. Кажется, что Маэстро дель Оссерванца - художник Раннего Возрождения впервые открывает для себя жизнь во всей ее многообразной, земной красоте. Средневековый золотой фон, нарядное гравированное обрамление сцены еще звучат в произведении в полную силу, но жизненные наблюдения и искренняя наивность чувств, переполняющая мастера, побеждают.

И, наконец, подлинным шедевром среди этой группы памятников является расписной ларец-реликварий, купленный у герцога де Ла Вердура из Сицилии.

«Этот ящик, - пишет Богдан Иванович, - был известен в среде любителей живописи, т.к. после аукциона я получил относительно его уступки несколько выгодных предложений».

В 1889 году вместе с Варварой Николовной Богдан Иванович принял участие в аукционных торгах художественного собрания аббата Ф.Пирри. Сам Пирри - человек, знающий толк в картинах, собирал свою коллекцию десятки лет. Ради художественных приобретений он объездил всю Италию. К нему попадали вещи из старинных церквей и самых захолустных деревень, т.е. буквально из первых рук. Обосновавшись в Риме, Пирри составил каталог своей коллекции, а в 1889 году объявил аукционную продажу.

Именно из этой коллекции аббата Пирри Б.И.Ханенко приобретает «Мадонну с младенцем» Пьетро Перуджино, считая ее «самой выдающейся» покупкой с этого аукциона. Привезенная Пирри из одной провинциальной итальянской церкви, картина была в очень плохом состоянии. Написанная на двух толстых досках, которые не только разошлись, но и были «изъедены червоточиной», картина погибала, а красочный слой вот-вот мог осыпаться. Богдан Иванович, спасая картину, тотчас увез ее в Петербург к эрмитажному реставратору Александру Сидорову, который искусно перевел «живопись с дерева на холст без малейшего повреждения».

Б.И.Ханенко высоко ценил спокойные самоуглубленные образы итальянского Возрождения, возвышающие и несущие душевное очищение. Это лишний раз подтверждает его оценка «Мадонны с младенцем Христом и Иоанном» Пьеро Франческо Фьорентино, купленная Варварой Николовной в 1903 году. Богдан Иванович писал, что «мадонна исполнена настроением глубокой истинной веры в Бога, от нее веет святостью, которой молились и которая вызывает молитву».

Среди картин Богдан Иванович всегда выделял «Мадонну с младенцем» великого мастера итальянского Возрождения Джованни Беллини. Сдержанный, исполненный внутренней силы образ решен художником совсем в ином ключе, нежели предыдущие мадонны.

Младший брат Джованни - Джентиле Беллини был известным художником-портретистом. Его портреты - портреты эпохи, в характеристике людей которой, как правило, господствует энергичное, волевое начало. Беллини представлен на выставке «Портретом патриция», показанного в позе коленопреклоненного донатора. Перед зрителем - представитель венецианской знати, исполненный чувства собственного достоинства, сдержанный в своей одухотворенной замкнутости.

Картина «Орфей и Эвридика» Янопо дель Селлайо некогда была фасадной частью свадебного сундука - кассоне. Известный древнегреческий миф об Орфее звучит в интерпретации художника Возрождения, как гимн творческой личности. Картина очаровывает безмятежной тишиной пейзажа, на фоне которого привлекает внимание взволнованная экспрессия хрупких образов.

Богдан Иванович часто вспоминал Италию, с которой были связаны многие интересные встречи, выставки, аукционы. «Однако, следует признать, - с горечью писал он, - что удачные приобретения на аукционах могут быть сделаны только лично».

Крупнейший аукцион графа Л.Паар начался почти сразу после аукциона Ф.Пирри в том же 1889 году. Его большая коллекция размещалась в роскошном палаццо Венеция, где находилось Австрийское посольство, аккредитованное при Ватикане. Находясь долгие годы в качестве посла в Италии, Паар собрал прекрасную коллекцию, которая обнаруживала глубокие знания искусства и художественный вкус владельца. Среди купленных у Паар произведений итальянских мастеров Б.И.Ханенко отмечает «Мадонну с младенцем Христом и Иоанном» Перино дель Вага. В этой картине его привлекала крепкая школа, которую мастер прошел у Рафаэля, и которая четко ощущается в общем решении образного строя произведения.

Б.И.Ханенко часто обращался к торговцам антиквариатом. С большой теплотой Богдан Иванович вспоминал о старике Белизарио, «который имел свою лавочку на Испанской площади и порой подрабатывал на жизнь разными способами. Сидя на козлах экипажа, он много раз объездил Италию и Сицилию» в качестве гида. Белизарио знал все, что происходило в Риме. Он сообщал Богдану Ивановичу обо всех продажах и аукционах. Белизарио разобрал сложенные как попало картины наследников кардинала Фети и подготовил их для осмотра Б.И.Ханенко.

У стены стояли картины, предназначавшиеся для развески на стенах парадной лестницы. Он узнал своих старых знакомцев. Здесь стоял Иоганн Лисс, Карло Маратта Грегори Ладзарини. Это были работы совершенно иного художественного строя. Их зрелищное великолепие поражало пластической мощью фигур, изображенных в сложных динамичных ракурсах, острой сюжетной интригой, широким, свободным мазком, звучным насыщенным колоритом. Эти качества и определяли яркую декоративность полотен барочных мастеров, картины которых хорошо чувствовали себя в интерьерах папских дворцов и роскошных палаццо римской знати.

Богдан Иванович знал, что на стенах парадной лестницы его особняка эти картины тоже будут хорошо смотреться. Работу К.Маратта «Поклонение волхвов» он купил еще в Варшаве, будучи членом Варшавского окружного суда. Эффектная композиция, позы, жесты персонажей - все как в мастерски разработанной мизансцене и в то же время смотрится убедительно и органично.

Те же черты, но уже с драматической нотой в работе И.Лисса «Св. Иероним». А обнаженной красавицей П.Либери любовался еще Петр I. Именно он в Венеции, еще на заре русского собирательства иностранной живописи, купил эту картину для своего Эрмитажа. На протяжении многих десятилетий картина украшала залы Императорского музея. В 1853 году «Венера с амурами» попала к петербургскому коллекционеру Половцеву, а затем была приобретена Б.И.Ханенко.

Подолгу живя в Риме, Богдан Иванович тщательно следил за событиями на художественном рынке, стараясь не пропустить что-то интересное. К большому аукциону принца Боргезе он готовился давно и удача улыбнулась ему. Он купил прекрасную бронзовую статую Галатеи, которая была сделана по заказу кардинала Шипионе Боргезе. В венском музее Альбертина хранится рисунок, изображающий вид сада виллы Боргезе с фонтанной статуей теперь уже ханенковской Галатеи. В свое время она была перенесена в интерьер дворца, откуда и была продана Б.И.Ханенко в 1892 году.

Статуя принадлежит ведущему мастеру римской скульптуры рубежа XVI - XVII веков Никола Кордье. Отливал ее в 1612 году по модели Никола Кордье искуснейший отливщик Орацио Чензоре. Статуя является превосходным памятником римской скульптуры начала XVII века. Особая ценность его состоит в том, что он единственный в странах Восточной Европы монументальный, высококачественный образец бронзовой пластики римской школы раннего сеиченто (XVII века).

Даже из малого числа произведений выставки трудно отдать предпочтение одному какому-либо. Человеку, влюбленному в искусство - коллекционеру, собирателю, когда каждая работа не только тщательно отобрана, но и согрета воспоминаниями и душевным теплом - сделать это еще труднее, т.к. все они кажутся прекрасными. Возможно, так думал Богдан Иванович Ханенко, когда выбирал девиз для своей коллекции, помещенный ныне на обрамлении окна-просвета парадной лестницы его особняка. Это слова великого Данте Алигьери из IV песни Рая «Божественной комедии»:

Меж двух равноманящих яств,

В их выборе свободный,

к зубам бы не поднес

Ни одного и умер бы голодный.