Слово «меценат» произошло от имени тонкого дипломата и талантливого организатора Гая Цильния Мецената (І ст. до н.э.) — самого влиятельного помощника императора Древнего Рима Августа. Гай Меценат собрал вокруг себя все литературные дарования того времени. Честолюбие, зависть, недоброжелательство были ему совершенно чужды. Стали историческими переданные Дионом Кассием слова: Surge tandem, carnifex! («Да полно же тебе, мясник!»), которыми Меценат однажды удержал Августа от подписания жестоких смертных приговоров соотечественникам.
Бег времени сделал человечество прагматичнее, но, как и раньше, люди ждут душевного тепла и внимания к себе от себе подобных. Опыт мудрого Мецената перестал быть только достоянием Древнего Рима, а его собственное имя со временем стало нарицательным, обобщая всех, кто покровительствовал талантливым, но бедным соплеменникам, землякам, соотечественникам.
Украина времен независимости имеет свой меценатский опыт. Об этом говорит тот факт, что указом президента в Украине учрежден новый праздник — День благотворителя, а 2008 год в Киеве объявлен столичной властью Годом благотворительности. На 16-м году жизни на горизонте суверенной державы замаячила перспектива создания в Киеве городского Совета меценатов. Это совершенно логично — обратить внимание на меценатский опыт именно столицы. Ведь Киев имеет 200-летнюю историю благотворительности братьев Терещенко, Бродских, супругов Ханенко, Поповых, Григория Галагана и других состоятельных мещан.
Однако не все так просто. В этом году в Украине при содействии представительства ООН вышел в печать «Справочник социально ответственных компаний Украины». 65 отечественных бизнес-организаций на страницах справочника кратко знакомят со своим опытом реализации принципов Глобального договора ООН и собственных стандартов социальной ответственности (в мире этот договор подписали около 3 тысяч бизнес-организаций). Составители справочника при этом констатируют: «Невозможно сделать вывод о том, что практика корпоративной социальной ответственности широко распространена в Украине — каждое пятое украинское предприятие не имеет представления о данной концепции». Впечатление от такой статистики усиливает факт информационного бойкота современным меценатам: ведь на известных фамилиях XIX столетия и солидном перечне российских благодетелей поиск в СМИ «своих» меценатов практически заканчивается. Думаю, именно эпатажность артвыставок Пинчука смогла пробить брешь в информационном вакууме вокруг его имени как мецената. А как быть остальным — кто «тихой сапой» открывает новые выставки и больницы, организовывает галереи, снимает фильмы?
Пожалуй, только в Справочнике социально ответственных компаний читатель сразу после названия бизнеса «НИКО» найдет фамилию президента концерна Андрея Шеляги, который является членом оргкомитета Всеукраинского проекта для талантливых детей-сирот «Большое сердце маленькой жизни» и благотворителем для десятков вылеченных от смертельных болезней детей за деньги созданного корпорацией фонда «Крона». А двумя страницами ранее — сразу после названия «Банк «Надра» — имя президента Игоря Гиленко, чей бизнес сегодня известен не только в банковской сфере, но и благотворительными проектами в помощь областным детским больницам страны. Неужели только в ООН понимают, что меценат — имя собственное? Как же относиться к идее создания Совета меценатов Киева, если информации о возможных кандидатах — минимум? И как быть нуждающимся и надеющимся? К кому стучаться? Они ищут меценатов сами, не по справочникам. И находят.
— В 2006 году к нам в офис пришел известный сценарист Александр Жовна (он работал в команде режиссера Романа Балаяна), — вспоминает соучредитель ГК «ФОКСТРОТ», обладатель звания «Меценат Подола-2007» Георгий Дигам свою первую встречу с человеком, чье произведение «Маленькая жизнь» с помощью ГК «ФОКСТРОТ» превращается сегодня в первый за времена независимости полнометражный детский художественный фильм. — Его режиссерский дебют как победителя конкурса Минкультуры на «социально значимый сценарий» оказался под угрозой срыва.
— Министерство культуры Украины дало добро на съемку фильма, но финансирование застопорила необходимость провести тендер возможных реализаторов идеи, — подтверждает Александр Жовна. — Зима заканчивалась, нам нужно было завершить хотя бы натурные съемки, пока не расстаял снег и не подросли артисты-герои фильма, и Георгий Дигам принял решение финансировать «Маленькую жизнь», не ожидая содействия от государства. Сегодня фильм находится на последней стадии звукового монтажа, и к весне мы планируем провести презентацию «Маленькой жизни».
— И у нас была проблема: в 2004 году мы обратились к бизнесменам с просьбой финансово поддержать артпроект «Декоративное искусство Украины. 200 имен», — рассказывает Зоя Чегусова, лауреат Национальной премии Украины им. Т.Шевченко, заслуженный деятель искусств Украины. — «ФОКСТРОТ» стал нашим партнером, каталог напечатали, работы были экспонированы в Париже, штаб-квартире ООН. А совсем недавно — в середине ноября — холдинг стал партнером ІІ триенале художественного текстиля «От давних традиций до современных новаций», где 200 произведений искусства, сотканных из обычной нитки, десять дней радовали посетителей Киевского дома художников.
Творческие люди так много душевних сил отдают своему креативному делу и, может быть, потому так искренне радуются любой заинтересованности в результатах своего творчества со стороны тех, для кого творят и креативят. Эта искренность — выше проблем и обстоятельств.
— В 2007 году из-за внеочередных парламентских выборов под угрозой срыва оказался третий в мире по значимости Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК», — рассказывает генеральный директор фестиваля Ирина Капличная. — Буквально спас эту катастрофическую ситуацию именно «ФОКСТРОТ», став официальным партнером фестиваля «КРОК». Будем ли мы жить лучше при вновь избранном парламенте, покажет время, но за XIV «КРОК» зрители творческих показов лучших мультфильмов фестиваля в шести городах Украины остались благодарны соучредителям этого бизнеса.
— Обычно меценатами называют людей, покровительствующих какому-либо виду искусства. Но есть высший смысл меценатства — покровительство человеку, возможность делать жизнь людей спокойнее, комфортнее, умиротвореннее, — говорит Георгий Дигам. — Именно над этим уже шесть лет работают созданные «ФОКСТРОТом» в микрорайонах Киева, Донецка, Черкасс социальные центры «Перспектива». И это — не ради наград, чинов или налоговых льгот (мы ими не пользуемся). Истинная благотворительность заключена в самом поступке. Нет, даже не в поступке, а состоянии души. Считаю, что настоящее благодеяние — в ней.
Людей с таким мировоззрением можно считать Меценатами независимой Украины. Ведь именно они, как Гай Цильний Меценат, сдерживают руку прагматичных обстоятельств и берегут творческие инициативы талантливых украинцев от вынесения им жестоких, а порой и «смертных» приговоров со стороны нашего жестокого мира.