UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕТАМОРФОЗЫ ДЖАЗА, ВЕДУЩИЕ УКРАИНУ К МЕТАМОРФОЗАМ СОЗНАНИЯ

«Международный проект «Метаморфозы джаза» осуществлен в Киеве Министерством культуры, Украинским центром культурных инициатив, Фондом содействия развитию искусств и Союзом композиторов Украины...

Автор: Виктория Муратова

«Международный проект «Метаморфозы джаза» осуществлен в Киеве Министерством культуры, Украинским центром культурных инициатив, Фондом содействия развитию искусств и Союзом композиторов Украины. Уже привычный ряд министерств и организаций, если бы речь шла о фестивале или конкурсе академических исполнителей. Но поскольку речь о джазе, это событие приобретает особый смысл.

После ставшего уже историей Международного фестиваля джазовой музыки памяти Л.Утесова в Одессе, поддержанного Кабинетом министров Украины, возникла реальная надежда на продолжение деятельности в этом направлении. Как известно, роль личности в истории фестивального движения является определяющей движущей силой. Такой силой в новом проекте, идея которого возникла на почве, подготовленной многолетними трудами джазменов, прославляющих свое отечество далеко за его пределами, стали несколько настоящих любителей жанра.

Первые среди них — В.Симоненко, возглавляющий Центр музыкальной информации при Союзе композиторов Украины, неутомимый пропагандист отечественного джаза; И.Мамчур — начальник департамента музыкального искусства Министерства культуры Украины и А.Гебель — президент фестиваля «Горизонты джаза» и директор джазовой школы в г.Кривой Рог.

Замечу: это только в нашей стране возможно организовать за 2 месяца подобную акцию международного уровня!

Среди участников — С.Блейр (гитара, США), Дж. Хаслам (саксофон, Великобритания), ансамбль солистов У.Адомайта (Германия), А.Кондаков (гитара) и биг-бенд О.Лундстрема (Россия), а также трио Э.Измайлова (Крым), биг-бенд А.Шаповала (Киев) и детский биг-бенд, «Джаз-хорал» и диксиленд А.Гебеля (Кривой Рог).

На 2 дня Киев вновь стал столицей джаза и подтвердил жизнеспособность и популярность этого жанра в Украине. Об этом сказал в своем интервью «ЗН» И.Мамчур, который оказался одним из преданных его поклонников.

— Нам просто повезло: мы встретили единомышленников в Министерстве культуры, Центре культурных инициатив и Фонде содействия развитию искусств. Мы благодарны также нашим спонсорам — фирме «Кока-кола», частному продюсерскому центру «Тото», а также — телекомпаниям «Гравис», «ТЕТ» и «УНИАР».

Мы будем продолжать эту акцию в будущем, поскольку, на мой взгляд, она позволяет представить публике практически все джазовые стили, манеры. Название «Метаморфозы джаза», по-моему, весьма перспективно, поскольку открывает необозримые горизонты.

К сожалению, нас сегодня захлестывает волна примитивной поп-музыки, так называемой массовой культуры невысокого качества, или «искусства фонограмм». А джаз — это высочайшее искусство, живое по сути, поскольку рождается в присутствии публики. Поэтому я — приверженец джазового искусства.

Казалось бы, ну чем еще нас сегодня можно удивить? Век видео-, аудио-, и «CD» — когда можно увидеть и услышать ну почти все — записанное и привезенное? Удивляет нас не участие заезжих — пускай и прекрасных! — звезд, не концерт
60-летнего — старейшего в мире — биг-бенда О.Лундстрема и даже не то, что все участники, заявленные в программе «Метаморфоз джаза», были в реальности их участниками. Удивляет нас то, что живут в наше время и в нашей, по-прежнему, «отдельно взятой» стране — те самые традиции отечественного искусства джаза и продолжают их, вознося на должный уровень, музыканты-энтузиасты. Их немало, слава Богу! Но есть среди них особенные личности. Да простит читатель мою высокопарность — ее оправдывает жанр: джаз — не для скромных людей!

Хотя, Александр Гебель, президент фестиваля «Горизонты джаза», директор джазовой школы в Кривом Роге, художественный руководитель и участник диксиленда, ансамбля «Джаз-хорал» и детского биг-бенда, человек скромный по убеждению.

После того, как ведущий концертов проекта «Метаморфозы джаза» А.Коган назвал А.Гебеля «национальным героем города Кривого Рога», я поинтересовалась, не претендует ли он и на звание национального героя в украинском джазе — поскольку публика воистину была от него в восторге.

Александр ответил очень убежденно:

— Не люблю превосходных степеней! Мы работаем на нормальном уровне.

— Есть ли чувство удовлетворения и исполненного долга после двух грандиозных джазовых фестивалей («Горизонты джаза» — Кривой Рог и «Метаморфозы джаза» — Киев)?

— После «Горизонтов джаза» — да, после киевских «Метаморфоз» — нет. Объясню: во-первых, у нас в городе уже есть своя публика, которая знает о фестивале, ждет его и приходит на концерты даже при недостаточном количестве афиш. Во-вторых, любые вопросы и проблемы решаются на уровне мэра города, на прием к которому может попасть практически любой человек.

А в Киеве все впечатление от фестиваля обычно нивелируется труднорешаемыми бытовыми проблемами.

Вообще, главный парадокс в фестивальном деле состоит в том, что, в принципе, нам помогают и хорошо поддерживают материально. Но психология нашего госаппарата так устроена, что постановление о поддержке фестиваля принимается за полгода, а деньги дают в последний день. Поэтому, не имея заранее гарантий, невозможно пригласить солидных и «дорогих» музыкантов.

А по поводу проекта «Метаморфозы джаза», хочу подчеркнуть, что он воплощен в жизнь благодаря инициативе И.Мамчура, который не просто его придумал, но еще и довел до конкретного реального результата. Во время фестиваля была проведена учредительная конференция, которая подтвердила создание Ассоциации джазовых музыкантов Украины. Она призвана координировать наши усилия, корректировать сроки фестивалей, организовывать гастроли зарубежных артистов. Президентом Ассоциации единогласно был избран В.Симоненко.

— Александр, как вы считаете, есть ли «светлое» будущее у украинского джаза?

— Не секрет, что наше государство нас «не кормит». Гастрольные поездки за границу — вот то, что позволяет нам выжить.

По сути, спонсорами, к примеру, моих детей (детский биг-бенд, существующий уже 14 лет, объехал полмира, участвовал в престижнейших фестивалях, играл в одном концерте с Чиком Кориа, приветствовал и был поприветствован американским президентом!) являются другие государства! Музыканты уезжают из нашей страны не потому, что ищут лучшей судьбы, а потому что не могут выжить на родине.

Заглядывая в глубину этой проблемы, зная ситуацию в разных странах, я могу смело утверждать: ни в одной из стран у меня не будет такого фестиваля, такого психологического комфорта как здесь. И хотя 2 года тому назад я и собирался эмигрировать в Германию, теперь я убежден, что уже не уеду. Во всяком случае до тех пор, пока меня не заставит это сделать страх за судьбу детей.

О.Лундстрем сообщил мне о том, что я зачислен в Международную академию в Сан-Марино, филиал которой существует в России (заочная аспирантура). Работы впереди достаточно.

В течение 70 лет нас приучали к мысли о том, что мы все одинаковы, но жизнь все же доказывает, что все зависит от личности. И пока личности существуют в джазе, его невозможно будет уничтожить никакими усилиями!