UA / RU
Поддержать ZN.ua

Место встречи изменить можно

К Новому году Одесская киностудия получила специальный подарок… В виде нового рулевого «кинообоза»...

Автор: Олег Вергелис

К Новому году Одесская киностудия получила специальный подарок… В виде нового рулевого «кинообоза». На днях известный тележурналист и экс-начальник «Нового канала» Александр Ткаченко назначен председателем правления ЗАО «Одесская киностудия». Это значит, что командовать кинопарадом будет… он.

Не секрет, что процесс стагнации на Одесской киностудии, как, впрочем, и на остальных киностудиях страны, стал чем-то таким привычным, что любая благая весть о запущенном новом проекте воспринимается как фантасмагорический вымысел Дэна Брауна… Трудно поверить, что когда-то продукция Одесской киностудии сотрясала основы советского проката. Например, кинохит «Опасные гастроли», а также ныне полузабытая лента «Отряд особого назначения» когда-то собрали по 36 миллионов зрителей. Что уж говорить о «Десяти негритятах» и «Вертикали» Говорухина! А как сосчитать «миллиарды» зрителей, год от года в который раз просматривающих «Приключения Электроника», «Узника замка Иф», «Д”Артаньяна и трех мушкетеров» и, конечно, главный телешлягер всех времен и народов «Место встречи изменить нельзя» Говорухина, Высоцкого и Конкина…

В последнее время об Одесской киностудии чаще говорили лишь в связи с двумя поводами: кто и что арендует в ее павильонах; что снимает Кира Муратова — главная звезда не только этой студии, но и… О каких-то изменениях на Одесской студии говорилось давно. Ведь есть во всех геополитических отношениях выгодная территория — тут тебе море (и за три моря не нужно ехать в поисках нужной натуры), а тут тебе неповторимый колорит — любая кинозвезда сочтет за честь приехать в нашу южную Пальмиру, не говоря уже о том, что даже корни предков Сталлоне «проросли» на этом берегу… Но любые подвижки — болезненная вещь. Вон на довженковской студии столько сора из избы вынесли, а все, кажется, чище не стало… И на ялтинскую студию, оприходованную ушлыми соседями, неча кивать, коли проморгали… Одесские кинематографисты, несомненно, нервничают, волнуются, предполагая, что им стоит ожидать в ближайшем будущем в связи с акционированием. Они, наверное, уже наизусть выучили и устав акционерного общества, вдоль и поперек проштудировали документацию и регистрацию… Проблема также в том, что на самой студии не так много конкурентоспособных творцов, которые именно сегодня в непростых реалиях мало-помалу зарождающегося кинорынка могли бы своим экранным творчеством дать достойный отпор российским (не говоря уж о голливудских) мелодрамам, боевикам, психологическим драмам… Если бы меня попросили составить условный и субъективный чарт наиболее мощных на сегодняшний день одесских кинопроизводителей, то на пять минут растерялся бы, пять минут подумал бы… А потом бы выдал: Кира Муратова… и, пожалуй, Вилен Новак (мастер кассовых жанровых историй)… Иных уж нет, а те далече. Многие давно ретировались в Москву — где кусок пожирнее и кинопроизводство напоминает броуновское движение. Говорухин, Павловский, Юнгвальд-Хилькевич… Наивно было бы надеяться, что эти востребованные кинорежиссеры стали бы сидеть сложа руки на берегу моря и ждать алый парус надежды, который доставил бы им дядю-продюсера с мешком денег.

Дядя, впрочем, появился. О мешке утверждать не буду… Но о каких-то вливаниях в студию ради реанимации ее жизнедеятельности речь идет. Эксклюзивно для «ЗН» Александр Ткаченко прояснил некоторые нюансы своей будущей работы на посту рулевого ЗАО:

— Идея реорганизации Одесской студии в акционерное общество возникла не сегодня и не сейчас, — говорит Ткаченко. — Это было предусмотрено в 2000 году… Сегодня у государства осталось 50% плюс одна акция — это контрольный пакет. У приватных держателей акций — 50% минус одна акция. Уточняю: ЗАО создано с участием исключительно отечественных инвесторов. Частные инвесторы на первом этапе взносов уже перечислили на студию 16 млн. гривен. Всего предполагается перечислить около 32 млн. гривен. Подчеркиваю: все эти деньги идут сугубо на реконструкцию студии. Потому что нужно знать и видеть, в каком она сегодня состоянии… Утверждать, что в этих павильонах, в этих чудовищных условиях можно снимать кино, — нонсенс. Люди, знающие о кинопроизводстве не понаслышке, расскажут вам, что в соседней Румынии на студии функционируют пять современных павильонов. Поэтому «дело нужно делать, господа», как сказал однажды классик… На территории Одесской студии должно быть и будет кино, а не территория для постройки элитного жилья, как кому-то мечталось бы. Я, кстати, общался со многими политиками на эту тему. Поверьте, многих интересуют вопросы застроек… Но этого не будет. Главные задачи —реконструкция и переоборудование павильонов, восстановление студийных коммуникаций… В течение ближайших двух лет есть надежда сделать несколько фильмов с общим бюджетом в 100 млн. гривен. Уточню, что тематика только отечественная. Жанры — мелодрама, триллер, комедия. Чтобы состоялся украинский кинорынок, нужны как местные инициативы, так и общегосударственный подход… Мы уже начали переговоры с одесситами, которые сегодня очень комфортно себя чувствуют в Москве. Надеемся, что они вернутся, включатся в процесс… Сегодня идет работа над лентой «У реки» молодого режиссера Евы Нейман. Это ее дебют. По жанру — мелодрама, история о двух старушках, которые как бы заново открывают для себя непривычный мир новых реалий (их играют потрясающие актрисы Нина Русланова и Мария Полицеймако). Хочется, чтобы кинематографисты перешли, наконец, от «разговорного жанра» к какому-то созидательному процессу… Нужно понять: Европа, на которую мы ориентируемся, вовсе не ждет «ренессанса», когда бы только государство проливало на киностудии золотой дождь. В Польше только один процент господдержки киноотрасли, все остальное — от частных инвесторов. В Чехии — только 6% средств дает государство, остальное — приватный капитал. В Великобритании на долю государства приходится только 4% вливаний, в Испании — 8% … Во Франции цифры иные: за государством 41% «опеки», но нужно учитывать, что там в год выходит две сотни фильмов…

Датой основания Одесской киностудии принято считать 23 мая 1919 года, когда был подписан декрет о национализации кинофабрики, хотя первая Одесская кинофабрика «Мирограф» начала работу еще в 1912 году. На Одесской киностудии работали выдающиеся режиссеры и актеры — Вера Холодная, Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Марлен Хуциев, Феликс Миронер, Василий Шукшин, Петр Тодоровский, Владимир Высоцкий, Станислав Говорухин… И сегодня на студии успешно работает Кира Муратова, чья последняя работа («Настройщик») вызвала международный кинорезонанс. Некоторое время Одесская киностудия была даже на втором месте после «Мосфильма» по производству собственных фильмов.