UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Мечты Марии»: люби ближнего твоего

Международный фестиваль православного кино «Покров» уже пять лет подряд проходит в Киеве во время одного из наиболее почитаемых христианских праздников...

Автор: Алла Бойко

Международный фестиваль православного кино «Покров» уже пять лет подряд проходит в Киеве во время одного из наиболее почитаемых христианских праздников. Организатором фестиваля является Украинская православная церковь Московского патриархата. В нынешнем году свои фильмы и телепередачи представили на нем режиссеры из Украины, России, Грузии, Беларуси, Латвии, Греции, Сербии и других стран.

Как оказалось, рецепт православного кино на удивление прост: надо показать на первом плане церковь или монастырь, иконы, процесс выпекания просфор, сад с цветами, котика или собачку, детей, стоящих со свечками в руках возле духовного отца. Желательно добавить немного хроникальных кадров с разрушением колоколен и сбрасыванием на землю крестов (для политически обеспокоенных отдельными кадрами добавить показной образ царя Николая ІІ с семьей). Как вариант можно сфокусироваться на фигуре настоятеля монастыря, что-то живо обсуждающего с главой госадминистрации или его заместителем.

Саундтрек — церковный звон или пение псалмов (впрочем, не помешает и то, и другое) — по вкусу. Все это приправить длинными и пафосными разговорами о возрождении религии, церкви, духовности, Православии (непременно — с большой буквы). При этом камера может «гулять» в небе, чтобы изобразить, как солнце пробивает тучи, а потом резко переключиться на лицо ребенка, шепчущего «Отче наш...» Вместо рекламы — рассказы зажиточных прихожан с подробными пояснениями, сколько и что они подарили этому храму или приходу. Можно только посочувствовать организаторам кинофестиваля — им пришлось просмотреть десятки таких кинолент, чтобы выбрать хотя бы что-то достойное для показа.

«Уровень фильмов действительно невысокий, — говорит один из организаторов фестиваля Евгений Цимбал. — Часто в роли режиссеров и операторов выступают непрофессионалы, не знакомые с основами режиссуры. Отсюда — вялые сюжеты, повторы, псевдозначимые фразы и тому подобное. Хочется разнообразить репертуар фестиваля, мы стремимся показать своей аудитории действительно интересные, профессиональные, талантливые фильмы, но их очень и очень мало. Мы проводим мастер-классы для начинающих и даже для тех, кто считает себя профессионалом. Чтобы помочь тем, кто хочет снимать кино, организаторы фестиваля выпустили в свет уже второй номер журнала «Покров» о кино, искусстве и религии, где публикуются рецензии и статьи о православном искусстве. Но киноленты на религиозную тематику — специфические, а сам православный кинематограф в Украине находится в фазе становления».

Но и в потоке второсортных картин Евгений Цимбал нашел несколько фильмов, которые, по его мнению, достойны внимания в художественном плане. Это работы режиссеров Виктора Касьянова «Раннее детство Фроси Мурашкиной», Валентины Матвеевой «Апостол любви», Михо Борашвили «Путь Христа», Бориса Лизнева «Видение на Неве» и др. От себя могу добавить к этому перечню еще и динамичную и ироничную киноленту «Дом, в котором...» Тамары Каганович, режиссера из Одессы; построенный на уникальном документальном материале фильм Бориса Криницына «Пасха 45-го года»; тонкую и интеллектуальную картину Надежды Кошман «Преподобный Антоний Печерский». Вот, пожалуй, и все.

Организаторы фестиваля предлагали участникам показать свои работы, снятые на мобильные телефоны, но не сложилось. Была представлена только одна из них, которая может оказаться интересной.

Вне сомнения, православное кино — для специфического зрителя, посещающего такие фестивали, чтобы отойти от мрака сегодняшней, суетной жизни, злобы, насилия и еще раз вспомнить о высшем назначении человека. Поэтому и развлечения и спецэффекты здесь неуместны, как неуместными могут стать и вообще споры о роли и месте церкви в нашем обществе. Но неужели, кроме кинематографических «отчетов» о возрождении храмов и социальной работе духовенства, православному кино не о чем сказать публике?

Как оказалось, есть. Стоит лишь вспомнить фильм «Мечты Марии» режиссера Валерия Белова, показанный в первый фестивальный день.

Поразила не столько картина — она не выбивалась из общего контекста фестиваля, — а сама публика в зале Дома кино. Снисходительная к невысокому художественному уровню кинолент, терпимая к штампам и однообразию, аудитория устроила настоящий скандал во время показа фильма о крестьянке Марии Корсак. Впервые видела, чтобы немолодые уже люди, относящие себя к так называемой православной интеллигенции, во время фильма свистели, кричали, топали ногами и гневно требовали прекратить показ. Что же вызвало негодование этих зрителей?

Сюжет фильма «Мечты Ма­рии» типичен для православного кинематографа. Он построен на документальных съемках и фактах. В центре — судьба украинской женщины, которая решила на земле, доставшейся ей в наследство от родителей, построить православный храм для односельчан. Еще в детстве она хотела иметь церковь в родном селе. Но в советские времена ей, дочери Героя Советского Союза — отец стал им во время Отечественной войны — и племянницы бойца УПА, умершего на каторге в Сибири, даже мечтать об этом было запрещено.

Да и в независимой Украине Мария Корсак долго добивалась разрешения власти на постройку храма. Наконец, на ее собственные средства и на пожертвования односельчан церковь построена, а священники провели первую службу. На украинском языке, очевидно, поскольку именно на нем общаются жители этого села.

«Па-а-зор!» — так встретила кинематографический рассказ публика, собравшаяся накануне большого праздника в столичном Доме кино. Привело в негодование зрителей все: дядя — воин УПА, богослужение на украинском языке, освящение храма, принадлежащего к УПЦ КП. Ну и очевидно то, что фильм показан во время фестиваля, организованного Московским патриархатом.

По словам архимандрита Ио­ны, наместника Свято-Троицкого Ионинского монастыря, «искусство, служащее истине, якобы сдувает пыль с жизни и делает ее по-весеннему свежей, яркой». Мастер-классы для режиссеров и операторов, а также собственный опыт научат начинающих основам кинематографии. А прикосновение к учению Христа, надеемся, научит выдувать сор из жизни и повседневности.

А вот будут ли церкви Московского патриархата проводить «мастер-классы» для своих сторонников? Научат ли духовные отцы паству «сдувать пыль» с души? Всем же нам сказано: «Люби ближнего твоего как самого себя!»