Завершившийся в Полтаве пятый по счету «Мазепа-фест» с участием популярных и «новоявленных» рокеров, увы, подтвердил очевидное опасение: там, где слишком много политики — там не всегда много творческих озарений.
Рождение этого феста в 2002-м совпало с кампанией «Украина против Кучмы»… И, побывав на всех пяти «Мазепах», год за годом наблюдала, как «планида» единственного в Полтаве масштабного всеукраинского рок-действа изменяется в точном соответствии с колебаниями «линии партии».
Так, в 2003-м Полтава вместе с «Мазепой» активно поддержала тогдашнюю оппозицию. На рок-концерты на местном Певческом поле выбрались даже дедушки и бабушки в «вышиванках», на тот момент это воспринималось тоже как эдакий жест протеста «режиму». В 2004-м город вместе с «Мазепой» окрасился в оранжевый, а два фестивальных вечера превратились в вечера агитации за Ющенко—Тимошенко. Но уже в 2005-м Полтава удивила, встретив огромным, в традициях советских времен, кумачовым транспарантом: «Город приветствует гостей и участников фестиваля!» Сам «Мазепа» тогда превратился в подобие «массово-зрелищной» постановки киевского Майдана — с теми же хэдлайнерами, скандированиями, оранжевыми палатками и Тарасом Петриненко в финале. Выглядело все это декоративно.
А в победном для оппозиции 2006-м фестиваль… едва не сорвали. Просто денег на него «не случилось». В попытке выжить «Мазепа» сместил сроки. И даже изменил формат. (Вместо рок-звезд на Певческом поле выступали «недорогие» кобзари и малоизвестные местые группы, а полтавской интеллигенции впервые предложили «творческий вечер» Юрия Ильенко с показом фильма «Мазепа».)
И вот — 2007-й. И снова — выборы…
Откровенной политагитации (баннер с фамилиями депутатов-организаторов не в счет) на «Мазепе-2007», к счастью, не наблюдалось. По крайней мере, в первый день. А вот на второй день Певческое поле посетили Руслан Князевич с Ольгой Герасимьюк…
Кобзари с лирниками и украинское кино (на этот раз с Михаилом Ильенко и Олесем Саниным) окончательно переместились в Театр имени Гоголя — так что политики выступали среди рок-звезд. Публики собралось много. И что приятно, без дополнительных напоминаний, часть молодежи нарядилась не в «униформу» панков, металлистов или, как сейчас модно, «готов», а в вышиванки. На нынешний фест опять съехались украинские рок-фавориты: Фома, «Гайдамаки», «Перкалаба», «Кому Вниз», «От Vінта», «Оркеstр Янки Козир», «Гуцул Каліпсо», «Калєкція», отыграла и полтавская «Арахнофобия» и т.п.
Впрочем, состав участников можно назвать большим «но» фестиваля. Сказать, что рок-формаций в стране мало, было бы неправильным. Но все же состав всем известных год за годом не обновляется. На «Мазепу» и иже с ним ездят одни и те же люди. С увы — как показали наблюдения в нынешней Полтаве — годами не измеяющимся репертуаром. «Перкалаба», заметно тоскуя, поет про «Коровай-Парагвай». «Гайдамаки» тянут «Билу-билу». В свое время подававший просто сказочные надежды «Оркеstр Янки Козир» застыл на а капелльном «Цвіте терен». Не радует новизной и разнообразием репертуар «молодого поколения» «мазепинцев». Фактически, превратившись в корпоративную тусовку, нынешний «Мазепа» (как и любой, повторюсь, в Украине фестиваль) едва ли способен выполнить одну из главных функций — «засветка» нових имен. Где, если не на фестах, «раскручиваться» молодым-талантливым, основную часть времени поневоле пребывающим в Украине на «клубных» маргинессах?
В общем, совсем неудивительно, что самыми яркими «открытиями» нынешнего «Мазепы» стали киевская панк-команда «Щастя» и фееричные виннитчане «ТіК». Хотя вообще-то, обе группы существуют не первый год («Щастя» — уже более 15 лет!) И только в силу объективных украинских причин известны в основном профессионалам да городской, киевской и винницкой, соответственно, тусовке.
«Мазепа-фест» — далеко не худший, более того, по факту — скорее, даже один из лучших, имеющихся на сегодняшний день в Украине национальный украиноязычный рок-форум. Только вывод из грустных наблюдений один. До тех пор, пока рок-музыка будет зависеть от выборов, «властей» и т.д. — ждать особого творческого всплеска нечего. А вот окончательной маргинализации всего живого — пожалуй!