Между прочим, господа, в стране опять происходило «майданное» действо. Без лозунгов «Бандитам — тюрьмы». Но с кордонами милиции и порывом амбиций (организаторов). Да еще и с полагающимся в таких случаях энтузиазмом «электората». Этот в очередной раз определился с приоритетом — кто в «приходе» главный. Как и предполагалось — не гарант, не царь и не иной герой, а «поп» — рукотворные идолы, песенные призраки. Телевизионное фанерное сообщество, которое якобы поет. Народ им точно не пресыщается. И царствовать Ему вечно.
Обоймой звезд и залпами майданного салюта (красочность которого вряд ли затмили бы даже кудесники А.Омельченко) один популярный телеканал пальнул воскресной ночью 17 сентября по сезонным амбициям другого (популярного) канала. Контрпрограммная битва «двух медведей» в одной телеберлоге стартовала. Благо у конкурирующей фирмы офис на Майдане. И из их открытого окна площадь звездная видна. А на той площади лица «дружественных» телеведущих: их масштабные растяжки — на почтамте, на консерватории, на Доме профсоюзов. Как в свое время полиграфические облики партийных бонз все на тех же объектах.
Так что сезон стартовал красочно. Дорого и сердито. Громко и даже больно... Музыкальному продюсеру «Интера» во время 6-часового шоу на Майдане дважды вызывали «Медиком». Потому что, во-первых, организаторская работа в таких условиях больше похожа на функцию прораба во время строительства египетских пирамид (спецтехнику устанавливали даже на крыше гостиницы «Украина»). А во-вторых, в очередной раз возникло предсказуемое противостояние — на этот раз «майданное» — «двух светлых повестей» и двух непоколебимых идолов песенного «совхоза». Сами Знаете Кого... Одной вроде недоплатили. Другой переплатили. Или что-то в этом духе. В общем, девушки дуют щеки, негодуют, опровергают. И уж это «событие» для многих точно стало поинтересней, чем гастроли в Белокаменной какой-нибудь Мадонны. Но вначале о диспозициях противников.
* * *
«1+1» устроил презентацию телесезона в кинотеатре «Зоряный». Исторически памятном месте. Там, как известно, базировался предвыборный штаб В.Януковича. И ассоциаций с этим брэндом кинотеатру не отбелить. Сейчас-то, кажется, так и вовсе там «ремонт» не требуется. Наоборот: музей боевой и революционной славы создать бы на этом месте. «Плюсы» таким образом то ли похулиганить решили, то ли послали кому надо нужный мессидж: «Ау, мы рядом!» «Знаковый» в этой теме ведущий В.Пиховшек справедливо держался в «Зоряном» героем. И на неуместную колкость: дескать, а чего это вы возвращаетесь, если «Эпицентр» был одиозный? — он парировал четко, с «гражданской позицией»: «А я, между прочим, национальный герой и на Донетчине, и на Харьковщине, и на Луганщине. Так что, какую такую «одиозность» имеете в виду?»
На этом политактуальный пафос «плюсов» иссяк. И программа-минимум канала оказалась заданно домашней. Тихо, скромно, все свои, вкусная рыба. А уж программные (сезонные) приоритеты «плюсов» и вовсе закреплены на «диванных», домашних, ценностях.
Главная убойная, то есть рейтинговая, сила здесь, безусловно, сериал местного производства «Пять минут до метро». Это произведение «неосязаемо большого искусства» представлял создатель — продюсер Виктор Приходько. Фильм универсального качества. Потому что качества нет вообще — никакого. Но активно смотрят. Доля аудитории в последнее время заметно растет — уже около 30%. Зрители, очевидно, улавливают в этом «кино для бедных» (скорее нищих) некие убогие отражения своих повседневных реалий. Такой же подъезд, такая же мебель, такие же семейные склоки — «и тот же ряд, и то же место». Робкий вопрос продюсеру: «А есть в вашем фильме, скажем, режиссер? Есть, да? Тогда не мог бы этот режиссер попросить главную актрису сериала — Марину Могилевскую — добавить к одной интонации ее существования на экране (а это интонация исключительно вечного хныканья) хотя бы несколько других красок? Чему-то же учили ее в свое время театральные режиссеры — М.Резникович и А.Лисовец?» Ответ продюсера как приговор: «Это кино вообще не для вас! А для народа». Так и знал: опять нам не по пути.
Из других — «убойных» — сил на новый сезон канал также припас: шоу «Танцы со звездами» (его создает бригада В.Ряшина, отколовшаяся от «Интера»), сериал «Петя великолепный» (попытка переплюнуть «Катю», полагаю, бесперспективна), продолжение «Прекрасной няни» (надежда на то, что хотя бы в этом сезоне она наконец выйдет замуж, опять призрачна, но обещают). Из общественно-публицистического блока «1+1» гарантирует обновление проектов Анатолия Борсюка, упомянутого Вячеслава Пиховшека, Юрия Макарова, Анны Безулик, Ольги Герасимьюк. А из «перекупленных телезвезд» (или просто приглашенных) на «плюсах» появится Наталья Мосейчук (прежде лицо «5 канала») с проектом «Приховане життя» — это формат откровенных и неформальных интервью с VIP-персонами украинского политикума.
* * *
В новом сезоне «Интер» в свою очередь выставляет «перевербованных» звезд, ранее работавших на «Новом» канале и на УТ-1, — Олега Панюту (у него утренний блок), Машу Ефросинину (по ее лицу не соскучишься, сразу несколько проектов — «Звездные дуэты» и «Один в поле», а также сериал «о метро» на конкурирующем канале). Большая мыльная опера обещана чуть позже — «Семейство бобовых». Ну а топографическая диспозиция «Интера» уже на своем корпоративном празднике — Майдан. И сцена там же — как «тогда же». И призрак победивших демократических ценностей — но только в сфере масскульта. Да еще какой-то пародийный дух, с ерническим свистом витающий над площадкой: здесь же еще недавно на что-то надеялись, теперь хоть повеселимся. Революциям иногда свойственно превращаться в чистый шоу-биз. «Поп-культура — это единственная страна, где торжествует демократия, ее властители избраны массами и держатся за счет масс, тут реально важен каждый голос, а выборы идут хронически…», — когда-то удачно подметила питерский искусствовед Татьяна Москвина. Как Паратов из известного фильма Рязанова «Жестокий романс» бросает верхнюю одежду под ноги бесприданнице, так и г-н Хорошковский со товарищи, не скупясь, бросил к ногам (танцующих) все, что с придыханием величается кумирами. Цена вопроса (в связи с двумя конкретными кумиршами) и оказалась для многих СМИ самой резонансной проблемой в связи с шоу на Майдане.
В истории массовой культуры, если таковую напишут, видимо, не будет темы приторней, чем «противостояние» двух — А.Б.Пугачевой (далее просто АБ) и С.М.Ротару (далее — СМ). Что они когда-то не поделили, с каких пор эта «дружба» тянется и доколе ей еще больше «крепнуть» — похоже, не интересует никого. Потому что здесь каноны и каналы исключительно мифотворческие. А людям вечно нужны мифопроизводители. Тут также «матрица» навеки к ним прилипших имиджей. Одна — святая, другая — грешная. Одна — гражданка, другая — вакханка. АБ — чувственный идол беснующейся толпы, СМ — тембр, с несколько советским подтекстом (я, ты, он, она), хотя и лирична. СМ — внезапно «фениксировавшая», и недавнее ее возрождение как бы из пепла прежних глупых песенок действительно поражает как в визуальном, так и в аудиовизуальном плане (отдельное спасибо всей ее семье за успешную менеджерскую вахту). АБ (в нынешнем виде) — очевидная растерянность и усталость, откровенное нежелание что-либо искать, менять, а плыть только на инертной волне, хотя артистический дар уникальный и ни с кем не сравнимый.
Сколько им заплатили «за Майдан»? Почему развели в разные дни и в разные стороны? СМИ, уже неделю терзаемы подобными вопросами, кажется, позабыли и о коалиции, и о НАТО, то и дело перекрикивают друг друга: «Сколько?» Музыкальный продюсер «Интера» Валентина Басовская тоже была поочередно «терзаема» двумя артистками. Одна недоумевала. Другая сокрушалась. «Пошто нас ссорят? Зачем разводят в разные углы Майдана?» — изумлялись невинные девушки. Разговорить г-жу Басовскую непросто даже в «мирное» время. Но тут ситуация и вовсе экстремальная: «интеровский» музвоевода после всех перипетий оказалась под капельницей. И только по старой дружбе согласилась (без визирования пресс-службы канала) ответить на несколько вопросов.
— Всегда ли платят телеканалы популярным телеартистам? И если да, то при каких условиях?
— Я не знаю, что вы имеете в виду под словом «платят». По большому счету есть некий взаимозачет. Ведь любой популярный телеканал — это дополнительный мощный медийный ресурс для продвижения исполнителя на рынке. В том числе и таких знаковых больших артистов в нашем шоу-бизнесе, как Ротару, Пугачева, Леонтьев, Вакарчук, многие другие.
— Тогда я уточню: телеканал проплатил выступления на своем мегакорпоративе непосредственно Алле Борисовне и Софии Михайловне? Кажется, эта тема более чем будоражит медийную общественность.
— Ответ будет четкий и однозначный — нет. Во-первых, весь шум, который ни с того ни с сего поднялся в СМИ, — откровенные выдумки, желание приклеить к популярным именам какие-то скандальные и нереальные сюжеты. Во-вторых, уже много лет существует странная традиция в прессе как бы сталкивать этих двух больших актрис — что ж, видимо, в этом и коммерческая выгода, потому что материалы на эту высосанную из пальца тему разлетаются как жареные пирожки, а Интернет это активно перепечатывает, привлекая и к себе дополнительный ресурс внимания. В-третьих, можете мне поверить, этих исполнительниц я знаю лично и довольно давно, не хотелось бы показаться нескромной, но с двумя этими певицами у меня давно сложились очень добрые человеческие отношения. Проведено множество концертов — в Киеве, в Крыму. Это почти родственные, семейные отношения. И никакие деньги порою не решат вопрос с приглашением той или иной звезды, а только личные контакты, подчеркну, человеческое отношение. Почти пять лет подряд мне посчастливилось организовывать большие сольные концерты Аллы Борисовны в нашем городе, в Ялте…
— Помнится, вы даже вместе обитали в загородном доме Павла Ивановича Лазаренко во время съемок мюзикла «За двумя зайцами»…
— Я бы не хотела уточнять место обитания. Но действительно в период съемок этого фильма я оказалась рядом с певицей и как могла поддерживала. С Софией Михайловной был сделан в Киеве большой блок ее сольных концертов, у меня прекрасные отношения с Русланом Евдокименко… Поэтому, когда в субботу вечером во время репетиции на Майдане София Михайловна грустно спросила: «Да что же это такое? Почему опять весь Интернет взорвался темой нашей так называемой войны с Аллой?», я не знала, что ответить.
— Существенна ли для артистов и сегодня традиция почетного права закрытия концерта? Кажется, именно на этой почве известных певиц опять попытались столкнуть?
— Жизнь изменилась, отношения в шоу-бизнесе постоянно трансформируются. Многое зависит от занятости, востребованности артиста — у каждого свои графики, своя динамика гастрольной жизни. Праздничный концерт «Интера» изначально был запланирован на 16 сентября. И многие артисты заранее подогнали свои планы под этот день. Но так как 16 сентября — день памяти Георгия Гонгадзе, руководство канала решило сдвинуть концерт на один день. Это по большому счету колоссальный ущерб для канала: дополнительные затраты в связи с гостиницами, транспортом и так далее. Но решение было принято. У Софии Михайловны на 17 сентября заранее было оговорено выступление в Москве, она не могла поломать свои планы. Поэтому я и предложила альтернативный вариант — записать блок ее песен днем раньше…
— 16-го вечером, когда поминали Гонгадзе?
— И в этом моменте мы пытались соблюсти корректность. Представители мероприятий памяти Гонгадзе нам сказали, что в определенное время пройдем по Крещатику со свечами, это займет 10—20 минут. Мы, конечно же, решили прервать на это время репетиционный процесс, но не на двадцать минут, а на полтора часа. Поэтому все спекуляции на эту тему я категорически отметаю.
— Еще один вопрос финансового толка: центральным российским телеканалам ту же Пугачеву не удается заманить в свои новогодние проекты, а вы как-то поднатужились. Здесь-то можно прояснить гонорарные нюансы?
— Никаких гонораров. Повторюсь, только личные контакты. Пугачева, если вы знаете, также отказалась и от гонорара за съемки в мюзикле «За двумя зайцами». Певица и на этот раз искренне заинтересовалась проектом «Карнавальная ночь», сама подобрала песню «У любви твои ресницы», фактически руководила съемочным процессом в павильоне. Собственно, из-за этого она и задержалась в Киеве несколько дольше, чем предполагалось.
— На этот ваш проект уже положили глаз российские телеканалы. Вроде бы сам Рязанов заявил о желании снимать мюзикл «Карнавальная ночь-2» — в Москве.
— Рязанов действительно недавно об этом говорил в прессе. Но мы делаем не римейк его легендарного фильма, а просто парафраз на тему «Карнавальной ночи». Отснято более пятидесяти концертных номеров, которые будут переплетаться с сюжетной линией, во многом напоминающей приключения Леночки Крыловой (Гурченко) и Огурцова (Ильинский).
— Это правда, что по завершении съемок вашей «Ночи» некоторые российские исполнители стенали, будто бы в Москве на подобные шоу выбрасываются бюджеты намного мизернее, а г-н Роднянский пока якобы приостановил съемки новогоднего шоу для «плюсов» (на тему аэропорта), пытаясь подтянуть еще более мощные силы?
— Мнения относительно размаха наших съемок действительно были. Что касается планов коллег с канала «1+1», то здесь я вообще не вправе ничего комментировать.
— Не приведут ли такие вот битвы новогодних бюджетов и «звездные войны» по перетягиванию с канала на канал одних и тех же популярных артистов к сущему однообразию продукта, к полной одноклеточности и одноформатности развлекательного эфира?
— Во всяком случае мы стараемся избежать, как вы говорите, одноформатности. Тот же Семен Горов уже работает над довольно необычным музыкальным фильмом на космическую тематику — уверена, это будет интересно. Есть и другие интересные планы. Но говорить об этом преждевременно.