UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мастер скандала Серж Генсбур на родине предков

В течение нескольких десятилетий (60-е — 90-е годы) сын харьковчанина и крымчанки парижанин Серж Генсбур был любимым Мальчишем-плохишем французской публики, инициатором скандалов и нарушителем покоя мирных обывателей...

Автор: Светлана Короткова

В течение нескольких десятилетий (60-е — 90-е годы) сын харьковчанина и крымчанки парижанин Серж Генсбур был любимым Мальчишем-плохишем французской публики, инициатором скандалов и нарушителем покоя мирных обывателей. «Провокация для меня — кислород», — декларировал, прикусив губами вечно дымящуюся сигарету, этот «хронический ребенок» — поэт и певец, кинорежиссер и фотограф, актер и писатель, клипмейкер, пианист и художник.

Известность к Сержу (настоящее имя — Люсьен) Генсбуру пришла после выхода его первого альбома в 1958 году. Его появление было «спровоцировано» многолетней дружбой с рано ушедшим из жизни известнейшим французским писателем (автором знаменитой книги «Пена дней») и музыкантом (сочинившим около 500 песен) Борисом Вианом. Выход этого и каждого последующего альбома, равно как и его фильмов впоследствии, сопровождались дикими скандалами. Уж больно свободно, даже цинично с общепринятой точки зрения, обращался Генсбур с запретными темами. Но скандалы забывались, а его альбомы через короткое время становились золотыми и платиновыми. Удивительный, с хрипотцой голос искусителя завораживал.

Серж Генсбур ушел из жизни в 1991 году, но лишь сейчас, благодаря усилиям посольства Франции в Украине, Французскому культурному центру и компании «Артхауз-трафик», состоялось наиболее полное и близкое знакомство украинского зрителя с его творчеством. Был организован фестиваль Сержа Гинсбура, на котором представлялись его фильмы или фильмы с его участием, выставка фотографий «От Генсбура до Генсбарра», любезно предоставленные его сестрой, и концерт французской группы Scenic Railway, в программе которого произведения Генсбура.

На фото, выставленных в галерее «Эксар», запечатлены самые значительные события из жизни «вечного провокатора» и, конечно же, любимые и любяшие, соблазненные им женщины — от Брижит Бардо и Джейн Биркин до Катрин Денев и дочери Шарлотты. Эти фотографии завораживают, затягивая в круговорот неспокойного существования Генсбура.

Музыкальный проект был задуман в 2001 году и приурочен к десятилетию со дня смерти Сержа. Музыканты новой волны французского шансона делятся с публикой своим любовным восприятием композиций Генсбура, разбавляя репертуар собственными любопытными сочинениями.

В программу фильмов вошли картины разных лет, где Серж Генсбур выступает во всех своих ипостасях — от режиссера до актера, автора музыки и художника. «Я вас люблю»(режиссер Клод Берри, 1980 г.) с Катрин Денев в главной роли. Это щемящая история одиночества женщины, которая всегда бросает первой. Режиссерский дебют Сержа Генсбура «Я тебя люблю, и я тебя тоже… нет», снятый в 1976 году, назван по имени его известнейшего хита и посвящен Борису Виану. Проклятый в свое время не одним кинокритиком и зрителем, он воспевает однополую любовь, откровенно любуясь как женским, так и мужским телом. В главных ролях Джейн Биркин и Джо Далессандро.

Еще одна представленная в программе картина авторства Генсбура — «Шарлотта навсегда» датирована 1986 годом. Это чувственные с горьким привкусом инцеста вариации на темы Набокова, где заглавные роли исполняют Серж Генсбур и его дочь.

Фильм Жана Бекера «Элиза» появился в 1995-м, через четыре года после смерти автора музыки Сержа Генсбура, и получил за нее премию «Сезар». Это драма о жажде любви и одиночестве. О боли ненужности и поисках счастья, блестяще сыгранная Ванессой Паради и Жераром Депардье.

Фестиваль прокатился по трем городам Украины. Стартовав в Киеве, продолжился в Харькове и завершится 21 ноября в Одессе. Но если в Одессе и Харькове он проходит в больших кинотеатрах, куда продаются билеты, то в Киеве его «домом» была киностудия им. Довженко с совершенно не приспособленным для таких просмотров залом, с лихвой заполненным счастливыми обладателями пригласительных, напечатанных в количестве гораздо большем, чем соответствующих посадочных мест.

Украинское знакомство с творчеством Сержа Генсбура было достаточно плодотворным, но, на мой взгляд, следует подумать в будущем о более доступном и приспособленном для зрителей месте проведения подобных фестивалей. Не в обиду хозяевам студии, которые были неизменно любезны и гостеприимны.