UA / RU
Поддержать ZN.ua

МАСТЕР И ГЕОРГИНЫ

В том саду большом... Если бы однажды проснувшись, жители столицы да и всей Украины, а также России, ...

Автор: Ольга Ходжашвили

В том саду большом...

Если бы однажды проснувшись, жители столицы да и всей Украины, а также России, Прибалтики, Белоруссии обнаружили, что с привычных клумб пропали цветы, узнали, что их нет и не будет никогда, они пережили бы состояние шока и ощущение приближающейся трагедии. Но мало кто знает, что декоративные пурпурнолистые, желтовато-кремовые, белоснежные георгины, завораживающие своей красотой, снимающие напряжение с души, ставшие украшением и непременным атрибутом культуры и полнокровной жизни городов, создал, как художник картину, Николай Петрович Ященко.

...Он вытряхнул из пыльного мешочка небольшие коробочки. И на стол одна за другой легли «золотые», «серебряные», «бронзовые» медали. Китай, Япония, Германия, Польша, Голландия награждали селекционера из Центрального ботанического сада им.Н.Гришко Академии наук Украины Н.Ященко за сорта георгин «Вечный огонь», «Залп «Авроры», «Сердце Данко», «Бабий яр», «Журавлик» и др. Ставшие всемирно известными после участия в крупнейших международных выставках декоративного цветоводства, они покоряли и профессионалов, и зрителей яркостью цветов, мощью зеленого куста и... «крепостью характера»: ведь у них, как и у людей, своя судьба, свои истории...

В 1990 году в Осаку - один из крупнейших городов Японии - съехались на выставку цветоводы из 142 стран. Участвовать в ней считалось очень престижно. Центральный ботанический сад Украины представляли... москвичи. Среди них не оказалось специалиста по георгинам, и, высаживая их, не учли, что эти растения очень любят солнце: место им отвели в тени деревьев. Цветы стали буквально задыхаться, пожухли и первоначально вызывали удивление: зачем их прислали на такую выставку. Прилет «маэстро» исправил положение. Придя в себя, георгины завоевали почетную «бронзу».

«Маэстро»

Мама выросла на земле и тосковала по ней. У нее была мечта иметь хоть клочок земли, чтобы посадить немного овощей и цветы. Дом, где она жила в поселке Успенка Луганской области, находился у канатной подвесной дороги. Внизу проходила «бетонка». На фоне такого «индустриального пейзажа» текла ее жизнь вместе с двумя сыновьями: муж погиб в Великую Отечественную.

Николай был младший. Одновременно послушный и упрямый, он решил во что бы то ни стало разбить для нее садик. А для этого натаскать земли с холмов - они находились сравнительно недалеко, но сил для этого требовалось немало.

Свою нелегкую работу начал тайно - каждый день совершая пару ходок, приносил в мешке верхний слой земли. Постепенно бетон перед крыльцом исчезал. И настал день, когда мама на насыпном грунте посадила вишню и цветы. А потом вместе с сыном собирала первый урожай.

На этом сельскохозяйственные познания Николая кончались. Правда, по ночам наравне с художественной литературой с увлечением прочел сочинения Мичурина. Но на первом плане тогда была математика. «Виной» тому оказался учитель - в прошлом преподаватель Московского авиационного института, почему-то с ним расставшийся и нашедший приют в поселке. Он организовал кружок и превратил сухую алгебру и геометрию в захватывающий детектив. Над задачами, которые он давал, приходилось биться по две-три недели. Но именно тогда учитель вырабатывал ту систему мышления, благодаря которой дорога в вузы была открыта для его учеников.

Коля хотел поступать или в Московский авиационный, или в Киевский гражданской авиации. Мама советовала последний - и к дому поближе, и форму бесплатно выдают: будет сын обут-одет. Для семьи без кормильца это имело большое значение.

Коля легко сдал экзамены в КИГА. Но врач, к которому он пришел на профосмотр, обнаружил, что у парня проблемы со зрением - дало о себе знать безудержное ночное чтение. И не подписал обходной лист.

...Коля собирался уже ехать домой в Успенку, чтобы там определиться, как жить дальше, да вот судьба - случайно сел в автобус, который привез его в столичную сельхозакадемию: был последний день сдачи документов.

Через день Ященко держал первый экзамен на агротехнический факультет. И все шло как по маслу до тех пор, пока не наступила физика, на которую он, как оказалось, опоздал. Группа сдала, а преподавательница уже уходила. И тогда Николай решил отвечать без подготовки. По поводу решения задачи пришлось крепко поспорить с педагогом. «Перепалка» увенчалась пятеркой.

...Учение в сельхозакадемии превратилось в жизнь с удовольствием. Николай увлекся гитарой, стал петь в хоре, по-прежнему много читал. С первого же курса Ященко обязали заниматься со слабыми студентами по физике, а со второго стали «сватать» на кафедру биофизики, но перетянула лаборатория селекции и генетики. Хотелось самому попробовать вывести «нечто». А пока предложили заниматься модной тогда темой - кукурузой.

Георгин расцвел...

По распределению Коля Ященко должен был ехать на Кировоградскую опытную станцию. Однокурсник, получивший направление в Центральный республиканский ботанический сад АН УССР, как тогда он назывался, узнав, что там его ждет ставка в 60 рублей, предложил поменяться. Николай согласился. В его жизни случай всегда играл значительную роль. Благодаря ему, Ященко оказался там, где должен был проявиться пик его способностей. Тогда вошел в силу прекрасный лозунг, выдвинутый одним умным человеком «сверху»: город должен быть красивым, городу нужны цветы. И молодому перспективному сотруднику предложили заниматься декоративным цветоводством - георгинами. Досталось ему уникальное хозяйство, созданное покойным ученым Федором Степановичем Дудником и его женой.

Свое красивое имя георгины получили, по одной версии, в честь английского короля Георга, по другой - Георгия Йогана Готлиба, ботаника, профессора Петербургской академии. История цветов больше склоняет к последнему мнению. Родиной георгин считается Мексика. В Европе они стали более-менее известны в конце XVIII - начале XIX века. С той поры эти экзотические цветы активно покоряют страны и континенты. Столкнувшись с ними, Ященко навсегда стал их верным рыцарем. Вехи его пути - выведенные им новые сорта георгин, названия которым он дает согласно собственному видению и вкусу.

Самый первый, любимый сорт «Вечный огонь» ознаменовал собой переворот в селекции георгин. Считалось, что у этой культуры возможно только перекрестное опыление. Николай Ященко решил, что нужно использовать инбридинг - самоопыление. Ему хотелось получить георгины раннего и долгого цветения, пурпурной, жаркой окраски, стойкие, неприхотливые в уходе, такие, чтобы «по характеру» напоминали солдат Великой Отечественной и стали вечной памятью отцу, погибшему под Великими Луками...

Поскольку генетике всегда «везло» и «дело Вавилова» довлело у нас над этой наукой многие десятилетия, в вузах ее преподавали в урезанном виде, а раздел об инбридинге выпадал вовсе. Серьезно в то время работали только с кукурузой - с легкой руки Никиты Сергеевича Хрущева. То, что предложил молодой специалист, было сходу начисто отвергнуто. Ященко не стал тратить силы на полемический задор - просто с головой ушел в новое дело.

Любое вторжение в жизнь растений насильственно. Но без него их жизнь превратилась бы в монотонное, однообразное копирование одного и того же «лица» и не появилось бы столь разнообразного, чарующе прекрасного мира декоративных цветов. На сей раз крепко вмешался упрямый, трудолюбивый человек - художник, и родились махровые пурпурнолистые георгины. На это у Николая Петровича Ященко ушло десять лет. Новый сорт он назвал «Вечный огонь».

Для его выведения Ященко взял зарубежные сеянцы трех сортов. Работая с ними, выяснял, не обнаружится ли со временем какой-нибудь скрытый генетический дефект. Навязывая свою волю растениям, отбирал их по признакам, которые стали фундаментом для «новорожденного». Ященко разработал несколько методов инбридинга. Не вдаваясь в технологию, скажу: результатом этого кропотливого, долгого труда, бессонных ночей с «перемалыванием» гор литературы по агротехнике, биологии, биохимии явилось то, что первый в мире сорт махровых пурпурнолистых георгин «Вечный огонь» стал успешно конкурировать в озеленении и украшении городов с «царицей цветов» розой. Об этом писали Николаю Петровичу агрономы из разных мест. Одна весточка особенно взволновала его, и сейчас он говорит о ней с комком в горле. В ней такие строки: «Сердечно благодарим Вас за посылку георгин в количестве ста штук. Они высажены на Мамаевом кургане и у Зала Воинской славы в Волгограде в память о Вашем отце и в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне». С той поры цветы Ященко - неотъемлемая часть исторического комплекса.

Знаменитый сорт «Вечный огонь» - «прабабушка» и «прадедушка» для появления на свет «Залпа «Авроры», «Бабьего яра», «Красок осени» и др. В 1986 году Николаю Петровичу Ященко, ставшему к тому времени кандидатом биологических наук, была присуждена Академией наук Украины премия им.В.Юрьева «За создание новых высокодекоративных сортов цветочных растений и внедрение их в зеленое хозяйство страны».

Юбилей

«...Была его жизнь как сад. И сад стал его жизнью...». Начав с георгин, Ященко расширил свою «палитру», к ним прибавились величественные гладиолусы, очень капризные ирисы, которые цветут-то всего двое суток в году. У Николая Петровича была мечта: засадить цветами города, поселки, железнодорожные станции, аэродромы. И потому он... на четыре года расстался с Центральным ботаническим и перешел на Республиканскую опытную станцию цветочного растениеводства. Там в 1978 году собрали одаренных специалистов-энтузиастов - хотели создать аналогичный институт. Такие страны, как Германия, Голландия, их уже имели, а Украине и сам Бог велел. С ходатайством дошли до самого Косыгина, но получили отказ: нет средств. И Николай Петрович Ященко снова вернулся в «свой» сад.

За тридцать лет работы им созданы коллекционные отборы, которым нет равных в мировых каталогах. Настало время пожинать плоды своего труда, но лаборатория генетики и интенсивной селекции, в которой начинал свою деятельность, превратилась в... группу из трех человек из-за отсутствия финансирования - причины типичной для нашего времени. Иногда Николаю Петровичу хочется на все махнуть рукой и бежать, ибо, как он выразился, «стыдно смотреть в глаза цветам, видеть, как они мучаются, зарастая сорняками». Но расстаться с садом - это как порвать пуповину. И слава Богу - ведь если уйдут специалисты такого класса, как Ященко, кончится наука.

Он азартный, увлекающийся человек: китайская борьба тайцзи цюань, виноделие, икебана, составление удивительных рецептов чая, иностранные языки, собака - это и многое другое делает его жизнь многогранной, находящейся в вечном движении. Так и должно быть у творческого человека - ведь он всегда «соткан» из парадоксов, неадекватных поступков, противоречий. Но именно такие натуры создают ту питательную среду, которая удивляет мир и дает всходы - есть у Николая Петровича Ященко ученики, продолжатели его дела. До глубокой осени цветут георгины, выведенные им...